Восстание Бар-Кохбы. 13 «Законы истребления» и реакция мудрецов

Содержание указа по источникам:

1) Вавилонский Талмуд, Трактат Санедрин, 14а.

В трактате рассказывается о запрете рукоположения учеников в мудрецы. За рукоположение будут убиты и рукополагающие и рукоположенные. Будет также разрушен город, где совершилось рукоположение, а область, где это сделали будет разорена. Приводится пример героического поведения рабби Йеуды Бен Бавы, который жертвуя собой рукоположил 5 или 6 старцев.

2) Мишна, Трактат Ктубот, глава 9, 9.

Говорится о решении раббана Шимона Бен Гамлиэля об упрощении брачных и кредитных отношений в час опасности: женщина (разведенная жена) получает сумму, оговоренную в ктубе (брачном договоре) без гета (разводного письма), а кредитор получает долг без просбола (прощения 7-ого года).

3) Вавилонский Талмуд, Трактат Брахот, 61б.

Рассказ рабби Акивы о лисе и рыбах: «Также и мы (евреи), если сейчас, когда мы сидим и учим Тору, пойдем и оставим ее, — тем более, тем хуже нам придется».

4) Тосефта, Трактат Бава Мециа, глава 2, 15 – 17.

Упрощенный порядок объявления о находке в опасное время: «своим соседям, и родственникам, и знакомым, и жителям этого города – и довольно».

5) Мехилта де-рабби Ишмаэль, Масехта де-ве-ходеш, Йитро, 6.

Обрезал сына – казнь, читал Тору – сожжение, ел мацу (опресноки) – распятие, возносил лулав – удары бичом.

6) Тосефта, Трактат Мегила, глава 2, 4.

Разрешение в час опасности читать Мегилат Эстер ночью.

7) Тосефта, Трактат Брахот, глава 2, 14.

Разрешение в час опасности читать «Шма Исраэль» тихо, про себя.

8) Вавилонский Талмуд, Трактат Шабат, 49а.

О запрете Рима возлагать тфилин.

9) Иерусалимский Талмуд, Трактат Мегила, глава 4, 75г.

Разрешение вместо прибивания мезузы на двери в минуту опасности вырезать ее на палке и поставить на место «где это не положено».

10) Мишна, Трактат Маасер шени, глава 4, 11.

Система шифрования:

куф – курбан – сосуд для жертвоприношений;

мем – маасер – десятина;

далет – дамай – неизвестно, отделена десятина от этого продукта или нет;

тет – тевель – десятина от этого продукта не отделена;

тав – трума – приношение.

11) Вавилонский Талмуд, Трактат Шабат, 21б.

В час опасности ханукальную свечу можно ставить на стол, вместо входа в дом снаружи или окна.

12) Тосефта, Трактат Сукка, глава 1, 7.

Разрешение в час опасности  строить сукку из лестниц и пил.

13) Вавилонский Талмуд, Трактат Шабат, 130а.

Заповеди, ради которых евреи шли на смерть – запрет идолопоклонства и обрезание – соблюдаются, а заповеди, ради которых евреи не шли на смерть – тфилин – плохо соблюдаются.

14) Тосефта, Трактат Авода Зара, глава 5, 6.

Еврейский запрет на использование возвышения неевреев для еврейских дел, хотя и прошло время истребления.

15) Иерусалимский Талмуд, Трактат Авода Зара. Глава 5, 45а (Мишна, Трактат Авода Зара, глава 5, 6)

Полный запрет на идолопоклонство, даже против воли.

Сравнение позиций исследователей Герра и Алона (объяснение фактов):

Содержание

еврейских источников

Герр

Алон
1 2

3

Полный запрет на идолопоклонство (даже против воли). Запрет на использование нееврейских возвышений для еврейских дел, даже если прошло время истребления.  Запрет идолопоклонства, обрезание – заповеди типа «умри, но не преступи», заповедь о тфилине не относится к этому типу заповедей. «Освящение Имени Бога» было введено и развито во время гонений Адриана. Попытка Адриана определить договорные отношения с евреями не удалась. Когда Тинней Руф запретил всем в Иудее обрезание – это было еще инициативой местных властей. После поражения восстания список запретов был расширен: чтение и преподавание Торы, Эстер, Шма; наделение мудрецов юридическими полномочиями; работа еврейских судов и осуществление судебных решений; собрания в синагогах и домах учений; надевание филактерий и цицит; прибивание мезузы; дары и десятины; суббота и субботние годы; маца, опресноки, сукка, лулав, ханукальные свечи; омовение, трубление. Были запреты предписаний Торы, но не принуждение к идолопоклонству, «ибо не может быть, чтобы ни один еврей не был принужден». Т.е. законы истребления были исключительно запретами на совершение предписанных Торой действий. Развитие Галахи шло в направлении отказа от концепции мученичества, сначала «освящение Имени» не было связано со смертью, кроме идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. Многие избирали тактику притворной покорности. Лишь немногие демонстративно нарушали указы. «Одряхлел  Бог и не может больше ничего сделать». «Бог – император выступил против Бога евреев и одержал победу». Однако даже хуже идолопоклонства было «осквернение Имени». Было выработано понятие «поколение истребления» — добровольная гибель ради освящения Имени. «Все простит Господь, но за осквернение Имени Он взыщет немедля». Тот факт, что римляне не принуждали к идолопоклонству, ни о чем не говорит. Хуже принуждения – святотатство, осквернение Имени. Запрет на осквернение Имени не был отменен, в этом плане политика Адриана провалилась. Цель – сокрушить национальный дух еврейского народа, положить конец присутствию народа в Палестине как национального целого. Закрытие еврейских судов. Еврейская национальная автономия была отменена во всех аспектах. Заповеди типа «умри, но не преступи» относятся к особым предписаниям, а ханука, сукка, тфилин, мезуза, трума, субботний год и твила – нет. Маловероятно, что римляне хотели совсем запретить еврейскую религию, иначе она была бы запрещена во всей Империи одновременно. Даже в Иудее преследования не были направлены против иудаизма как такового, а вызывались политическими причинами. За Адриановыми преследованиями не стояли имперские правовые акты (может быть кроме запрета обрезания). К общинам диаспоры ограничения не были применены, а в Галилее они были слабыми. Статус дедитициев был временным и непродолжительным. Все было отдано на откуп местным властям, в том числе участие в языческом идолослужении.

 

Анализ реакции мудрецов на «законы истребления» согласно источникам и исследованию Герра:

1) Вавилонский Талмуд, Трактат Брахот, 61б.

Притча о лисе и рыбе. Ее трактовка рабби Акивой. Судьба рабби Акивы.

2) Иерусалимский Талмуд, Трактат Брахот, глава 9, 14б.

Последние часы рабби Акивы, исполнение им трех заповедей: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими (Второзаконие, 6:5).

3) Вавилонский Талмуд, Трактат Авода Зара, 18а.

Рабби Иосе Бен Кисма о римлянах: «Этот народ Небесами был поставлен на царство». Другую позицию занимал рабби Ханина Бен Терадион. За это его сожгли, но палач «также прыгнул в огонь». «Изрек небесный голос: Ханина Бен Терадион и его палач приглашаются к жизни в будущем мире. Рабби  заплакал и сказал: некоторые обретают будущий мир в одночасье, а некоторые обретают будущий мир за много лет».

4) Вавилонский Талмуд,Трактат Авода Зара, 17б.

Сказал рабби Ханина Бен Терадион рабби Элазару Бен Парта: Блажен ты, который был схвачен за 5 дел и спасся, увы мне который схвачен за одно дело и не спасся.

5) Мидраш Берешит Раба, 82, 8.

Сказали два ученика рабби Йеошуа: Мы сыновья Торы, и ради нее пойдем на смерть.

6) Вавилонский Талмуд, Трактат Шабат, 49а.

Об Элише, который «возложил тфилин», а в минуту опасности этот тфилин превратился в голубиные крылья. «С тех пор его и зовут Элиша – Голубиные Крылья».

По мнению М.Д.Герра понятия «законы истребления» и «освящение Имени» тесно связаны. Для показа этой связи он приводит два примера.

Первый пример рассказывает о рабби Йеуде Бен-Шамуа, который уже после восстания Бар-Кохвы вывел евреев на ночную демонстрацию: «Ночью они встали и возопили: Милосердные небеса! Разве мы не дети одного отца? Разве мы не дети одной матери? Чем мы отличаемся от других народов и племен, что только нас вы сурово преследуете?» Второй пример Герр приводит из жизни рабби Акивы, которому римский вельможа предложил однажды в подарок двух красивых женщин. «А рабби Акива сидел между ними и поплевывал, не глядя на них. Пошли обе и, представ перед вельможей, сказали ему: «Лучше нам умереть, чем оставаться у этого человека». Сказал вельможа рабби Акиве: «Разве они не люди, как ты? Не Тот ли, кто сотворил тебя, сотворил и их?».

Мы видим, что римский вельможа обратился к рабби Акиве с теми же призывами, с которыми евреи вышли на свою ночную демонстрацию, отстаивая свои права.

Начало правления Адриана было обнадеживающим для евреев. Адриан пытался сначала приблизить к себе евреев, пытался понять их. Евреи тоже сначала отнеслись к Адриану благосклонно, относя к нему известную интерпретацию «Песни Песней» как диалог между Израилем и народами мира, первоначально предложенную, возможно, рабби Акивой. Если это так, то эта интерпретация была предложена несомненно во время, предшествующее восстанию Бар-Кохбы и религиозным преследованиям, так как после восстания фраза «Оттого тебя любят девы. Есть в вас прелесть, есть и мощь. Придите и смешайтесь с нами» уже не могла быть вложена в уста римлян, да и других народов мира.

Развивалась мудрецами в это время и Галаха, в которой, как пишет Герр, «концепция мученичества  (уже) не находила своего отражения». Именно в это время традиция смерти за веру постепенно стала заменяться понятиями «освящения Имени»,  не всегда связанными с чьей-либо смертью. «К освящению Имени, — пишет Герр, —  приводит не столько гибель во имя неба, сколько чудесное избавление, раскрывающее всемогущество Бога». В Талмудах обсуждается ситуация, когда «нееврей потребует от еврея нарушить одну из заповедей Торы, за исключением запретов идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития». «Да нарушит тот заповедь, — пишется в Талмудах, — и не будет убит». Однако барайта из Тосефты Шабат разъясняет, что речь идет о единичном случае  принуждения, не носящем публичный характер и не во время преследований. Однако  рабби Йишаэль ответил на это: «Откуда ты выведешь, что если человеку, находящемуся в одиночестве, скажут: «Поклонись идолу, и ты не будешь убит», — ему следует поклониться и остаться в живых? – Сказано же: «Соблюдайте законы Мои и уставы Мои, исполняя которые человек будет жив ими», а не мертв ими. Быть может, так следует поступать и когда этого требуют публично? – Сказано: «И не оскверняйте святого Имени Моего, и буду Я освящаем» — Если вы будете освящать Мое Имя, то и Я освящу Мое Имя через вас».

Следует отметить, что мудрецы в то время придерживались самых разных мнений и личных линий поведения. Многие избирали тактику покорности. Самой известной из цитат этого времени является возражение рабби Йоханана Бен Торта рабби Акиве, провозгласившему Бар-Кохбу мессией. Однако даже и он верил в то, что Храм скоро будет восстановлен. Широко известны также споры рабби Йосе Бен Кисмы с рабби Ханиной Бен Терадионом о власти римлян.Однако и рабби Йосе, оказывается, надеялся на скорый приход в Эрец Исраэль парфян, которые  должны были принести Стране Израиля избавление. Т.о. мы видит, что многие мудрецы пытались замаскировать свои взгляды исходя из прагматических соображений. Они не видели смысла добровольно идти на смерть. Некоторые из них, будучи разоблаченными, часто рисковали жизнью. Другие пытались отрицать свою вину и перехитрить своих мучителей, что иногда у них получалось  (рабби Элазар Бен Петара). Сам рабби Акива, арестованный римскими властями, отказался обучать Торе рабби Шимона бар Йохая, а текст Шма читал неслышно, чтобы не быть уличенным охранниками.  Рабби Акива был осужден и убит за поддержку восстания. Погибли и другие мудрецы – рабби Шимон, рабби Йишмаэль, рабби Йеуда Бен Бава, рабби Ханина Бен Терадион, рабби Йеуда – пекарь и рабби Хуцпит – переводчик. Только некоторые мудрецы открыто решались нарушать запрещающие указы. Вышеупомянутый рабби Ханина Бен Терадион считается архетипом мудрецов – мучеников. Герр считает, что он понял то, что открылось другим гораздо позднее. Действительно, прошло несколько лет и запрещающие указы были отменены, «однако они имели далеко идущие последствия». Результатом поражения восстания стало строительство Элии Капитолины и языческого капища, а также воцарившееся в Иудее полное запустение. Прекратилось обращение в иудаизм. Сама победа римлян стала толковаться как поражение Всевышнего. Только тогда новое поколение мудрецов – ученики мудрецов поколения Акивы поняло, что двигало рабби Ханиной Бен Терадионом. Цена признания власти императора, этого нового бога, оказалась слишком велика. Тогда и было введено в употребление новое понятие «поколение истребления» и получило новый смысл прежнее понятие «освящение Имени». Теперь, на границе возможного, речь вновь пошла именно «о добровольной гибели ради освящения Имени».  Однако первым, кто ясно осознал разрушительные последствия римской политики истребления был мудрец не из Иудеи, а из Рима, Это был рабби Теодос. Именно он еще до отмены указов истребления разъяснил смысл поступков Ханании, Мишаэля и Азарии, которые «сошли в горящую печь лишь затем, чтобы Он совершил для них чудеса и проявил Свое могущество, дабы освятилось Его Имя в мире» (Сифрей ле-Дварим, 306). «Тем более мы должны так поступить», — сказал рабби Теодос из Рима (Вавилонский Талмуд, Песахим, 53б). К таким же выводам пришел и рабби Нехемия, живший во времена после преследований Адриана: «Все простит Господь, но за осквернение Его Имени Он взыщет немедля». Именно такое понимание пришло к мудрецам, жившим уже после преследований Адриана и понявшим, наконец, что двигало рабби Ханиной Бен Терадионом. Идолопоклонство – это оказывается еще не самое  страшное, еще хуже святотатство, осквернение Божьего Имени. «Я скорее стану служить идолам, чем публично оскверню Божье Имя» (приписывается царю Давиду), «Всевышний снял запреты на идолопоклонство, кровосмешение и кровопролитие в час опасности, но запрет на осквернение Имени не был отменен, как сказано: «…Имя святое Мое не оскверняйте». Император Рима объявил войну не евреям, но Богу евреев. Противодействовать этому можно лишь будучи готовым пойти даже на смерть. Первоначальное решение мудрецов «ничему не отдается предпочтение перед сохранением жизни» было изменено. «В час истребления следует отдать жизнь и за самую легкую из заповедей, как сказано: «И не оскверняйте святого Имени Моего» (Левит)» (Тосефта, Шабат). Здесь можно вспомнить также слова Авраама: «Выйду и паду ради освящения Божьего Имени» (Берешит Раба, 42(43),2). Политика Адриана провалилась, когда он решил заставить евреев признать свою божественность. Случившаяся с Адрианом ситуация имеет свое и более прозаическое, светское объяснение: указы царя теряют значение, если жители страны не готовы принять правомочность его правления (рабби Шимон, современник рабби Нехемии).  Так мы можем проследить трансформацию мысли и поступков мудрецов от рабби Акивы и рабби Ханины Бен Традиона, павших от рук римлян, через рабби Йеошуа Бен Корху, к рабби Нехемие, рабби Шимону и рабби Йеошуа Бен Парха, сказавших: «Жертвуй собой ради освящения Моего Имени, даже в уединении, но как сказано в Писании «среди сынов Израиля», то — есть публично» (Сифра, Эмор, 9.4). «С этим условием вывел Я вас из земли Египетской – с тем условием, чтобы вы жертвовали собой ради освящения Моего Имени» (там же, 9.6). Не случайно мудрецы последующих поколений всегда обращались ко времени «поколения истребления», черпая здесь примеры самопожертвования ради освящения Имени. Даже после принятия мудрецами Талмуда решения о запрете восставать против политической власти других народов, самопожертвование ради освящения Имени не было отменено: «Если власть примет против вас суровые указы, не восставайте против тех указов, ибо велю вам исполнить волю царя. Но если от вас потребуют отменить Тору, заповеди и субботу – не слушайте их» (Вавилонский Талмуд, Ктубот, 111а). Так возникло разделение между политическими выступлениями против власти «народов мира», воспринимавшимися в негативном свете как недозволенная попытка «приблизить конец», и утверждающими царство Господа на земле актами религиозного неповиновения – мученичества ради освящения Божьего Имени.