В исторических книгах Библии содержательные обзоры подчинены идее религии, привнесенной в эти описания. Благодаря определенным особенностям эти библейские описания прошлого стали историографией. Этими особенностями являются:
— в описаниях прошлого присутствуют не только изображение деятельности царей, правителей, руководителей народа, там показано так же, что главным действующим лицом всех событий является народ, по существу, творящий историю;
— в этих описаниях также представлена взаимосвязь положения народа (независимо от конкретных исторических условий – война, мир, его /народа/ переходы и структурные изменения) и его коллективным поведением, т.е. его связь с законами общества и связь народа с Богом (непосредственно или опосредовано) так, как это представлял себе писатель прошлого (см. Судьи 2:11-21 и 2Цар 17).
— для библейского писателя было характерно стремление оживить, разукрасить прошлое, но не как самоцель, а для того, чтобы сделать из него выводы для настоящего и будущего времени. Именно это является “мотором” его историографического описания (Нав 24, 1Сам 12:6-25).
Так Израиль, не обладающий большой коллекцией эпиграфики, сумел сохранить свою историю и увековечить ее в историографии – значительной части Библии.
В отличие от вышеназванного в древних месопотамских и египетских документах мы видим лишь отображения действий царей и правителей. В этих документах, описаниях, анналах и царских хрониках мы находим лишь желание царей увековечить свою храбрость, доблесть, иногда жестокость, считавшуюся добродетелью царей, путем преувеличения своих побед, числа жертв и пленных врагов. Обширные эпиграфические материалы на территории древних Месопотамии и Египта являются, по существу, лишь набором не связанных фактов и событий и только старания современных историков в состоянии оживить жизнь того древнего времени.
Однако и библейские истории нельзя определенно расценивать как отображение действительно произошедших событий, хотя по этому вопросу есть различные точки зрения, одна из которых действительно считает эти повествования историей Израиля. Противоположная точка зрения видит в этих историях лишь перенос верований и понятий эпох, в которые писались данные произведения в древние описываемые времена. Так происходит разрыв между понятиями отцов и праотцов – героев описаний. Средняя точка зрения, представленная Ливером, состоит в том, что в данных описаниях (традициях) “есть историческое зерно, они сохранили воспоминания о реальных событиях и ситуациях и поэтому уверенность в аутентичности исторического ядра предания является необходимым условием написания истории Израиля домонархического периода”.
С целью выявления этого зерна Ливером предложены следующие контрольные вопросы для определения ценности библейских описаний:
— время возникновения рассматриваемых текстов;
— время возникновения обобщающих текстов (Пятикнижие, Навин, Судьи, Самуил);
— письменные тексты, входящие в эти обобщающие источники;
— время формирования традиций, основанных на данных библейских описаниях;
— процесс передачи данных от рассматриваемых текстов к обобщающим текстам;
— вывод о достоверности рассматриваемых текстов.