Пример компетентности и оперативности чиновников в … 1916 году

Пример компетентности и оперативности чиновников в … 1916 году.

 

Из истории открытия в городе Сарапуле училища для детей евреев.

 

 

О некомпетентности и волоките чиновников сегодня говорят все. Это стало общим местом. Изучение архивов показывает, что так было не всегда. Приведу в качестве примера документ об открытии училища для детей беженцев-евреев в городе Сарапуле Вятской губернии.

Выписка из журнала Сарапульского училищного совета от 22 февраля 1916 года №1.

Слушали: Предложение господина директора народных училищ Вятской губернии от 21 декабря 1915 года за №12811 такого содержания:

«По вопросу об открытии в городе Сарапуле русско-еврейского училища имею честь разъяснить следующее.

Если в предполагаемом русско-еврейском училище будут обучаться, кроме евреев, также русские дети и дети местных и других инородцев, то учительницами в школе не могут быть для них лица иудейского вероисповедования, которым по Закону не предоставлено право педагогической деятельности в русских школах. Если же предполагаемое училище имеет честь быть исключительно еврейским, то в таком случае оно не должно состоять в ведении Училищного Совета, а должно находиться в ведении Попечительского учебного округа и Дирекции народных училищ непосредственно.

Во избежание излишних осложнений, предположенное к открытию еврейское училище (но не русско-еврейское) следует всецело подчинить действию Закона от 1 июля 1914 года о частных учебных заведениях с подчинением в таком случае ведению Училищного Совета по Закону.

За справками о еврейских учебных заведениях рекомендую обратиться к «Настольной книге по народному образованию» Фальборка, том III, с.2216 и 2226.

Следует, также, заметить, что совместное обучение мальчиков и девочек, как противное обычаям евреев, в еврейских школах не допускается.

К открытию в городе Сарапуле еврейского училища для детей беженцев-евреев, при соблюдении вышеуказанных условий, со стороны Дирекции препятствий не встречается.

О последующем прошу сообщить мне дополнительно с указанием источников содержания предположенной школы»».

Справка 1 «Учреждается означенное училище и имеет содержание на средства Сарапульского отделения Татьянинского комитета».

Справка 2 «Объем преподавания в проектируемом училище не имеет превышать курса высших начальных училищ или правительственных ремесленных училищ».

Справка 3 «Из пункта 11 Высочайше утвержденных 1 июля 1914 года Правил о частных учебных заведениях:

Низшие частные учебные заведения, классы и курсы открываются с разрешения Уездного (окружного) или городского училищного Совета».

 

Постановили:

Разрешить Сарапульскому отделению Татьянинского комитета открытие в городе Сарапуле низшего частного учебного заведения исключительно для детей евреев.

 

При обсуждении изложенного вопроса присутствовали, и подлинный журнал подписали исполняющий обязанности Председателя Сарапульского училищного Совета, инспектор народных училищ I района Сарапульского уезда В.А. Ивановский и члены Совета А.Н. Сухих, о. В.Г. Ананьин и А.П. Попов.

Присутствовавшие при обсуждении вопроса инспекторы народных училищ II района И.Д. Нарбеков и III района И.А. Петухов подписать журнал, за выбытием из города Сарапула, не имели возможности.

Под кратким протоколом заседания Училищного Совета за 22 января 1916 года подписи Нарбекова и Петухова имеются.

С подлинным верно:    В.А. Ивановский.

(ГАКО, ф.205, оп.4, д.3330, л.2-3).

Во время I Мировой войны Великая Княжна Татьяна Николаевна вела активную общественную деятельность, являлась почётной председательницей  Правительственного «Татьянинского комитета» — организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий.

Комитет был создан в 1914 году через три месяца после начала I Мировой войны для координации работы с беженцами из захваченных противником областей Польши, Прибалтики и Белоруссии. Комитет был включен в состав Верховного совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, под председательством Императрицы Александры Федоровны.

В задачи Комитета входило оказание единовременной материальной помощи пострадавшим, содействие воссоединению семей и отправлению беженцев на место постоянного жительства, приискание занятий для трудоспособных, помещение нетрудоспособных в больницы, богадельни и приюты, устройство детей в учебные заведения, организация собственных приютов. Прибывших беженцев встречали на вокзалах, регистрировали, раздавали талоны на питание, давали временный приют на 5–10 дней, затем размещали в городах и поселках. Пострадавшим выдавались экстренные справки на проезд по железной дороге, документы о регистрации, о льготах по переезду. Комитет следил за перемещением войск, налаживая почтовую связь родных с военнослужащими, координировал помощь пленным воинам. При Комитете  было создано Всероссийское Бюро регистрации беженцев.

В распоряжение Комитета поступали средства от кружечного сбора, от устройства благотворительных балов, лотерей, базаров и выставок, пожертвования от частных лиц и благотворительных организаций. Действовала программа сбора продовольствия под названием «Ковш зерна нового урожая».

К 1 января 1917 года Татьянинским Комитетом было собрано 2 446 658 рублей. Это были тогда огромные деньги.

Расходование собранных средств, строго контролировалось.

 

Александр Рашковский, краевед 8 апреля 2013 года.