В нашей Гостевой продолжается дискуссия о правом и левом направлениях в политике, идеологии и экономике. Мне показалось, что в этой дискуссии имеет место некоторая путаница в понятиях, дефинициях. Правое и левое направления во внутренней политике, идеологии и экономике европейских государств и Америки, а также России — это отношение данного направления в политике, идеологии и экономике, в конечном счете, к подданным этих государств: будет ли эта политика, идеология и экономика как то социально, или наоборот, асоциально направлена и зарегулирована, ориентирована или, наоборот, приоритет в этой политике, идеологии и экономике отдается либеральным и конкурентно-свободным направлениям, при которых инициативы отдельной личности и ее суверенные права имеют приоритетное значение. Как на крайние примеры лево-ориентированных направлений в политике, идеологии и экономике, хотя иногда и далеких друг от друга, можно назвать такие государства как СССР, фашистскую Германию и … сегодняшнюю Швецию. В качестве примеров типично правых в этом отношении государств называют США, Великобританию и другие страны со слабой социальной политикой, отдающих предпочтение, повторюсь, либеральным и конкурентно-свободным направлениям, преимущественно в экономике, но также и в направлении суверенных прав личности, как вполне свободного и отвечающего сам за себя индивидуума. Если графически представить себе левые направления в политике, идеологии и экономике в виде отдельных секторов круга, то, идя слева направо по часовой стрелке, начиная с верхней половины круга, можно последовательно перебирать такие страны как СССР, …, сегодняшнюю Швецию, …, фашистскую Германию. Таким образом, в какой-то части круга мы увидим примыкание друг к другу секторов под названиями СССР и фашистская Германия. Графическое же изображение либеральных, правых государств нам представляется более однородным, потому что свобода, она — или она есть, или ее нет. Сегодня есть также страны с относительно либеральной, можно даже сказать, правой экономикой, и по-прежнему жестко-левой политикой и идеологией. К таким странам с некоторой натяжкой можно отнести современный Китай.
Совсем иная терминология в отношении правого – левого в Израиле. Здесь левый – тот, кто стоит за соглашения с арабами и палестинцами, путем, возможно, взаимных уступок, а правый это тот, кто однозначно стоит за неотъемлемое и безоговорочное право евреев на Эрец-Исраэль. Во втором случае ссылки часто делаются на Тору, Талмуд, классиков «правого» движения, например, Жаботинского. Можно привести достаточно парадоксальные примеры применения терминов «правое – левое» в израильской политике. Бен-Гурион, например, будучи типичным социал-демократом, был левым деятелем во внутренней жизни, экономике и политике Израиля, настолько левым, что в его кабинете до некоторого времени, примерно до начала антисемитских процессов Сланского в Чехословакии, на стене висел портрет Сталина, однако он был достаточно правым в отношениях с арабами. Я видел эту картинку кабинета Бен-Гуриона в одном из изданий учебного политологического курса Открытого Университета Израиля, к сожалению не смог найти ее в Интернете. Буду благодарен за помощь в моих поисках.
Все это я написал, не потому что знаю что-то лучше моих коллег из Гостевой, а потому что мне показалось, что в пылу спора многие из них немного погорячились, приписав своим оппонентам не те взгляды, которые они в действительности имеют. Не хотелось бы, чтобы кто-то сказал им, вслед за гоголевским Селиванушкой: «Эх ты! Да это и есть направо: не знает, где право, где лево! Ну, теперь мы сами доедем, ступай себе домой. Эх ты, черноногая!»
Обсуждение вопроса в комментариях к статье Алекса Тарна «Еврейская смерть» См.
http://7iskusstv.com/2012/Nomer7/Tarn1.php
Ефим Левертов Петербург, Россия 2012-08-01 21:14:45:
«Приверженность к левым убеждениям трактовалась ею (Майей Каганской, Е.Л.) прежде всего с моральной точки зрения – не как мыслительная (а потому простительная) ошибка, но как нравственный ущерб, низость души, подлость характера.»
—————————————————-
Здесь термин «левые убеждения», мне кажется, употреблен автором статьи в специфическом, израильском значении, в политическом срезе «израильтяне — арабы».
Алекс Тарн Бейт-Арье, Израиль 2012-08-01 22:05:10:
Ефим, насколько я могу судить по статьям Майи, она придерживалась либерально-консервативных убеждений. Поэтому было бы неправильно ограничивать «левых» в ее понимании одной лишь проблематикой арабо-израильского конфликта. Вообще я не раз слышал точку зрения, формулируемую примерно так: «у вас тут специфическое деление на левых/правых, непохожее на принятое в Европе/Штатах/России». Это мнение кажется мне поверхностным. Потому что саблезубые «сторонники мира» совершенно совпадают по составу с не менее саблезубыми «правозащитниками», «борцами за социальную справедливость», «оккупаями Уолл-стрит» и социал-демократической сволочью различного пошиба политкорректности. Именно эта публика составляла и составляет элиту израильского культурного истеблишмента, именно с ними Майя не смогла найти общего языка, именно о них написаны ею слова горечи и отвращения, приведенные в этой моей заметке.
Ефим Левертов Петербург, Россия 2012-08-02 18:34:14
Уважаемый Алекс! Мое замечание о правых и левых в Израиле носит лишь теоретический характер. Это замечание основывается на политологическом курсе «Власть и политика в Государстве Израиль», прослушанном мной в Открытом Университете Израиля. За израильскими примерами ходить далеко не надо. Бен-Гурион был, очевидно, левым по европейским меркам, но не левым — по израильским. Всего Вам самого доброго!
Добавлен эпиграф — отрывок из стихотворения вологодского поэта — сатирика 19 века Василия Сиротина «Улица».