Киновед Андрей Плахов рассказывает о трех фильмах, показанных на Берлинском кинофестивале
Фаворитом среди так называемых «фильмах повестки дня» здесь считалась картина «Дагомея» режиссера Мати Диоп (Франция) — документальная сага о возвращении культурных ценностей, вывезенных в свое время французами из Африки, а сейчас в весьма малой части возвращенных. Дагомейский идол, изображающий дагомейского короля, оживает в фильме и обретает мистический голос.
Мати Диоп уже делала в Каннах ритуальную мистику вуду инструментом своей предыдущей работы, здесь же, в Берлине, она не дала волю своей поэтической фантазии, в результате картина получилась слишком прямолинейной. В художественном смысле ее превосходит докуфикшен фильм «Пепе» режиссера из Доминиканской Республики Нельсона Карло Ариаса. Здесь собственным голосом наделяется даже бегемот — символ насилия над природой и человеком.
Другой документальный фильм — «Архитектон» Виктора Косаковского (Россия). Режиссер поставил себе задачу не из легких: услышать голос камня. И зритель действительно слышит, как стонут горы и как плачут руины городов. Контрастом — гордое молчание памятников древней архитектуры, сохранившихся в монументальных фрагментах, поражающих своей силой. В огромной степени фильм воздействует на чувства зрителей благодаря музыке Евгения Гальперина.
Музыка чрезвычайно важна и в фильме «Нужды путешественника» режиссера Хон Сан Су (Южная Корея). Здесь героиня Изабель Юппер дает уроки французского, играет на блокфлейте и заодно выведывает у своих учеников, какие чувства они испытывают, когда музицируют. Попав в наивный мир Хон Сан Су немолодая французская актриса сбрасывает шлейф привычных декадентских образов, чтобы предстать юным беззащитным созданием. Фильм полон грусти и меланхолии.
Источник: газета «Коммерсантъ» № 33 (7723), Андрей Плахов.