Искусствовед Зинаида Арсеньева рассказывает о выставке «Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»
В Эрмитаже открылась выставка «Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века», подготовленная совместно с ГМИИ им. Пушкина. Заходишь в Николаевский зал Зимнего дворца и попадаешь в Лувр XVIII века. Выставка переехала из Москвы. Концепция осталась прежней — проследить, как рождались при Людовике XIV выставки в Париже, и показать первые шаги художественной критики. В основном на примере ставших знаменитыми рецензий, написанных Дени Дидро.
Все рецензии Дидро до нас дошли и выпущены отдельной книгой. Он написал о 9-ти выставках в Лувре с 1759 по 1781 год, кроме выставок 1773, 1777 и 1779 годов. Автор идеи выставки Анна Сулимова несколько расширила хронологию, чтобы погрузить зрителя в контекст французского искусства той поры. Все картины, гравюры, скульптуры (Буше, Грез, Фрагонар, Шарден, Верне, Робер…) из коллекций Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина и др. российских музеев. Во многом наши музеи обязаны столь богатым собранием именно Дидро и его дружбе с Екатериной II.
Сам философ был не богат. Императрица проявила по отношению к нему щедрость — купила его библиотеку, позволив ему оставить у себя книги до конца жизни, и назначила его библиотекарем, заплатив за 50 лет вперед. В ответ Дидро неплохо поработал над созданием образа Екатерины как просвещенной монархини. Дидро помог в приобретении для Эрмитажа полотен Рембрандта, Рубенса, Тициана, Рафаэля… С этого и началось, собственно, существование Эрмитажа.
Дидро также оказывал влияние на вкус императрицы в живописи. Екатерина к нему прислушивалась. Однако, когда он, осмелев, стал давать советы по устройству государства, императрица деликатно, но решительно поставила его на место. Она отметила, что он-то имеет дело с бумагой, которая, как известно, все стерпит, а она — с живыми людьми.
Источник: газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7570), Зинаида Арсеньева