Театровед Елена Алексеева рассказывает о премьере спектакля «Король Лир» в Малом драматическом театре Петербурга
Трагедия Шекспира — многонаселенная, многословная, многостраничная, в 5-ти актах, жестокая и кровавая — для сцены не подарок. Загадка для постановщиков: как все и всех вместить в действо? В новом спектакле Лев Додин уплотняет сюжет, сокращает текст, отсекает побочные линии, достигая классического единства места, времени и действия. Спектакль идет в декорациях Давида Боровского, отредактированных его сыном Александром.
На первый план спектакля выдвигается то же, что у Шекспира, и это является лейтмотивом для спектакля МДТ. Дом, семья, цельность личности, любовь и вражда — все это было и остается в центре внимания и всегда заботило этот театр. Спектакль, как и пьеса, начинается не с короля. Первая сцена отдана графу Глостеру (Сергей Власов) и двум его сыновьям, законному Эдгару (Максим Титоренко) и побочному Эдмунду (Евгений Зайфрид). Эта история зеркально отражает отношения Лира (Сергей Курышев) с дочками — вечная тема отцов и детей.
Далее об отцах. Лир долго не осознает, что, сняв корону, он утратил исключительность и неуязвимость. Ему вторит циничный и самоуверенный Глостер, ослепленный ложью бастарда и предавший законного сына, — вторит до тех пор, пока не лишается глаз. Лир сам запустил механизм вражды. Брат идет на брата. Гонерилья (Елена Соломонова) и Регана (Дарья Ленда) рвут на части наследство Корделии (Екатерина Тарасова), готовы перегрызть друг другу глотку из-за любви интриганта Эдмунда.
На сцене нет крови, но смерть порождает смерть. Проклинающая фраза Лира оборачивается против него самого. Жертвы и палачи меняются местами. Процветавшее королевство становится пустым пространством. Погибли все. Шекспир был к Лиру милосердным, позволив ему умереть вслед за Корделией. Театр заставляет прозреть, «повернув глаза зрачками внутрь». Это уже из другой пьесы, но автор тот же.
Источник: газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7570), Елена Алексеева.