Заметки о Шавуоте

Сентябрь 2014-го, канун Шавуота. „В Субботу был в доме престарелых, рассказывал об истоках праздника Шавуот, о Его явлении в пламени на горе Синай, и о Его приближении в дни Шавуота… Рассказывал об особом ожидании, с которым связаны эти дни. О том, что и апостолы были в ожидании, когда появились разделяющиеся языки пламени и опустился Дух… С Б. мы разговаривали и читали по-немецки, с М. – по-немецки и по-русски. Как обычно, наши встречи завершились молитвой за мир для Израиля и Украины…“
Той предпраздничной радости и света, что были в прежние годы, сегодня во мне нет. Есть чувство подавленности военной бедой. Что-то похожее испытывают миллионы людей… Вот немецкий пастырь признается мне, что не знает, как он должен сегодня молиться… Возможно он, как и я, еврей, отец, которого сражался с фашистами, думает о немецких гранатометах, бьющих в Украине по российским танкам в которых сидят новые фашисты… Мир словно перевернулся на наших глазах… Когда-то слово „эвакуация“ принадлежало в нашей семье исключительно словарю Великой Отечественной Войны. Сегодня оно „материализовалось“ миллионами, хлынувших в Западную Украину и дальше в Европу, людей. Мирное время позволяет не замечать абсурдности мира и, наверное, лишь Израилю доступно острое ее понимание. Нынче же мы все с ужасом видим абсурдность того, что называется системой коллективной безопасности, не только неспособной остановить иррациональное, вооруженное самым смертоносным оружием, Зло, но и своей беспомощностью поощряющее его…
В праздник Шавуот читается, одноименная книге Бемидбар („В пустыне“), глава. Как трудно было тогда массе, двигающейся по бесформенной и безлюдной пустыне, людей найти, придающую смысл существования, „точку опоры“! Но вот мы видим как исчисленный Израиль постепенно приобретает определенность формы и структуры. Это уже не масса, а нечто целостное — прообраз народа! То, что складывается, напоминает гелиоцентричную систему. Только в центре этой, окруженной со всех сторон „планетами“ – коленами Израиля, „системы“ находится не солнце, а скиния Божественного Откровения. «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь один есть!» — Там находилась главная Опора Израиля. Там лежали скрижали Завета, о которых мы вспоминаем в эти дни.
Быть может мысли о сосредоточенности на сущностном, которые приходят по прочтению этой главы, помогут, преодолев тяжелое время, однажды вернуть былую радость Шавуота…
Так хочется верить!

Добавить комментарий