На самом стеснённом пространстве

На самом стеснённом пространстве

500 лет назад возникло первое гетто в мире как прогулочная зона

http://www.juedische-allgemeine.de/article/view/id/25018

Доротти Баер-Богеншютц

Перевод с немецкого Игоря Файвушовича

Реконструкция Гетто Нуово (справа) и гето Веччио (справа)

Серебристым блеском светится Большой Канал. Как червь извивается водный поток в солнечном свете. Путешественникам, которые спешат из зала железнодорожной станции «Санта Лючия», не на чем задержать взгляд. Они стекаются к широкому каналу, который делит Венецию на две половины, набиваются в гондолы, позволяют себе раскачиваться в такт гребкам, будучи упакованы вместе как моллюски на рыбном рынке.

«Serenissima» (Святейшая Республика Венеция) может прекратить своё существование – возможно, закрыть лагуну. Она боится стать, иначе говоря, местом, утратившим свою прелесть. Местные жители могут скоро почувствовать на себе ограничения в доступе дикого наплыва туристов, который приветствуется лишь по финансовым причинам. Компенсация и ограничение времени посещения сейчас стоят на повестке дня туристической компании. Тогда Площадь Св. Марка станет музеем.

Еврейской общине нечего бояться. Евреи – с Венецией связаны несколько веков – с ними может что-то произойти. – «Мы интегрированы полностью», – говорит Михаэль Калимани из еврейской общины. Он уважает туристический интерес, рекомендует еврейскую кухню, предлагает комплект билетов в еврейский музей и в три -пять синагог, а также многочисленные магазины предметов иудаики и произведений искусства.

В изоляции. Когда здесь впервые появились первые евреи, не известно. Как торговцы на мосту Риальто, они стали известны с 10-го века. Определённо, они получили гетто Нуово согласно утверждённому декрету. Ровно 500 лет назад, 29-го марта 1516 года, Сенат принял решение закрыть этих религиозных пришельцев в изолированной жилой зоне. Все еврейские семьи Венеции, а их было приблизительно 700, должны были переселиться в северные предместья площадью приблизительно в 1 гектар. Таким образом, зародилось первое гетто истории.

Оно сформировалось так же, как сегодняшняя станция терминала в квартале «Cannaregio», ограниченном каналами, и каждое гетто являлось островом. Мосты через «Рио Сан Джироламо» стали ворота, и они открывались, если звучал «Marangona», главный колокол площади Сан Марко. К полуночи ворота должны были снова закрываться, что было на ответственности христиан.

Это был район итальянских и немецких евреев, которые сформировали первую иммигрантскую волну и должны были платить существенные налоги, а также на них лежала ответственность за безопасность в мрачном районе около тюрем и обители монахов Сан Джироламо. Евреи же были должны хоронить казнённых преступников

Тот, кто сегодня повернёт налево от железнодорожной станции, тот попадёт в «Fondamenta dei Scalzi» – район, раскинувшийся перед магазинами сувениров и дешёвой моды «Muranoglasschmuck», – в сердце жизненно важной части города. Туризм ещё не слизнул этот квартал, как некоторые другие. Здесь, в «Cannaregio», живут не только воспоминания о многих замечательных палаццо, которые уже вошли в зону небытия и едва ли уже сохранятся в обычных областях. В прежнем гетто несколько дюжин евреев всё ещё живут у себя дома.

В течение прошлых 100 лет еврейское население Венеции сократилось приблизительно наполовину. – «Сегодня, – рассказывает Михаэль Калимари, – «в городе живут только 500 евреев, одна десятая из них, однако, – на материке в Местре. Евреи Венеции рассеяны по всему городу. Вы не можете выделить в этом отношении ни один из кварталов», – считает Калимари.

Однако их община имеет свой офис там, где однажды возникло гетто, в «Sestiere Cannareggio»: сегодня оно окрашено по-другому, живое и гостеприимное. Оно одинаково нравится и учащимся, и посетителям. Фасады с красной как гранат росписью, усиливают живописное впечатление, узкие водные протоки завершают впечатление.

Общественная еврейская жизнь в Венеции наблюдается, прежде всего, в барах. Ресторан «Стражи скидок» в «Campo del Gheto Novo» открылся только в прошлом году, это отмечено на названиях рыбных блюд. Здесь также гарантируются кошерные молочные продукты («Халав Исраэль»).

В «Rio della Misericordia», на расстоянии не более 100 метров от еврейского музея, который покоится, как будто на излучине реки «Rio del ghetto», можно занять место во внутреннем дворе на стильных коричневых плетёных стульях цвета мокко. Два «Terrakotta-Pflanzkübel» (Терракотовых плантатора) венчают вход. Блюда расставлены заботливо и, если этого требует погода, двор исчезает под белым тентом с восточным изяществом.

«Dolci Ebraici». В гетто Веччио в Calle: дверь, выломанная ещё в 1143 году, ведёт в ресторан «Panificio». На эмблеме с двумя Звёздами Дэвида пекарь Джованни Вольпе рекламирует несравнимые «Dolci Ebraici», еврейские сладости. Турист из Ахена соблазняет на онлайне сайта «Tripadvisor», чтобы его клиенты попробовали самый вкусный пирог «Венеция».

Уже изображение небольшого магазина является соблазнением. Пекарь завершает картину, привлекательно располагая различные пироги и выпечку на стеклянных прилавках: ярлык «Salomons» – хорошая аттракция, хлеб, выглядит нарисованным как от Паоло Веронезе и, возможно, его также доставили с банкета в доме Леви (1573 год).

Между тем, кошерный Дом «Giardino» открыл четыре года назад «dei Melograni», который предлагает шаббатнюю еду ресторана «Венеция», единственного кошерного заведения. Хороший ресторан «Terrazzoboden» отличают удобная обстановка и хорошо подобранные продукты на естественной основе. В заведении «Schabbat» кофе и чай подаются бесплатно, доступны «Миква» и «Эрув». Все компании выездной торговли (кейтеринги) находятся под наблюдением главного раввина Джили Беньямина.

Достойно внимания Еврейское кладбище, одно из самых старых сохранившихся мест такого рода во всей Европе, оно на 130 лет старше, чем само гетто. В 1385 году еврейские ростовщики из Германии впервые получили лицензию от Сената. Год спустя евреи получили первое собственное кладбище на разрешённом участке «Lido». Много веков спустя эта область должна была стать хорошим местом для модного морского курорта.

В Центральной Европе, в 1348/49 годах все старались вытолкнуть евреев в район вспышки чумы и их преследовать. Многие сбежали в Венецию. В середине 14-го века хроника регистрирует их больший приток. До конца 18-го века евреев хоронили на историческом кладбище в «Riviera San Nicholò» – сегодня одном из самых привлекательных мест для прогулок по воде с туристами, доселе почти неизвестном. От пристани «Santa Maria Elisabetta» можно пройти мимо небольших отелей и проследовать в лагуну. Сюда прибывают паромы из Хорватии и Греции. На более новом кладбище на пути в «Cipro» можно увидеть, прежде всего, сефардские захоронения, заметно разросшиеся в 18 и в начале 19 веков. Дорожки едва проходимы. Еврейская община, как говорят некоторые, уделяет этому очень большое внимание с конца 19-го и в 20-м веках.

Инквизиция в конце 15-го века вынудила многочисленных еврейских беженцев с Пиренейского полуострова бежать в Венецию. Только пользу от их делового таланта на новом месте, однако, это им не принесло, как и равенства. В 17-м веке евреям постепенно начинают в Венеции отдавать должное, они могут учиться – однако, должны сполна платить за всё. В это время зарождается новейшее гетто «Novissimo». Это изумительно, что старое гетто было предназначено для евреев, тем не менее, только в 1541 году становится необходимым объяснить: гетто Веччио, с точки зрения евреев Венеции, является более новым.

Это понятие, тем не менее, было распространено значительно раньше, потому что оно касалось «квартала старого литейного завода». По-видимому, слово «гетто» происходит от глагола «getar» (плавка). В 15-м веке в Венеции было 14 медеплавильных печей. Посетители со всех концов кинофестиваля-биеннале сегодня узнают, как эти оружейные производства соединяются на другом конце города, и что гетто первоначально служило технической базой на окраине для производства военной техники, артиллерийских орудий и из соображений безопасности было окружено стенами.

Евреи не должны были бояться никаких погромов, а их юридическая безопасность была действительна уникальной. За нарушения христиан евреи мстили, чиновники, которые признавались не соблюдающими субординацию и плохо относящимися к евреям, наказывались.

Гетто просуществовало почти 300 лет. В 1797 году его ворота были сожжены. Республика Венеция была на грани своего конца. В прошлые десятилетия то тут, то там был восстановлен тот или иной дом. Тем не менее, район гетто, несмотря на эти напряжённые события, не испытал по-настоящему всестороннего надзора за градостроительством.

– «Сегодня же официально готовятся к празднованию 500-летию со дня образования гетто», – говорит Михаэль Калимани. – Но, конечно, можно было бы его и не праздновать из-за болезненных переживаний, связанных с жизненным опытом гетто».