Непостижимым образом моя дочь-аутистка восприняла свою еврейскую идентичность

http://www.kveller.com/blog/parenting/when-having-that-huge-orthodox-family-is-too-overwhelming/

Диана Мейджлер

 Перевод с английского Игоря Файвушовича

Одна из обязанностей, накладываемая на нас как еврейских родителей, состоит в том, чтобы жить еврейской жизнью так, чтобы наши дети могли также развивать свою еврейскую идентичность.

Я должна признать, что, большей частью, потерпела в этом фиаско. Судите сами, у меня дочь-аутистка. Мой муж и я не очень религиозные и, по правде сказать, мы ленивы в части исполнения традиций. Мои родители тоже не были религиозными, но мы действительно ходили в синагогу, зажигали шаббатние свечи и праздновали праздники вместе с нашей большой семьёй. Я посещала религиозную школу, организацию «Молодая Иудея» и BBYO (бывшая организация «Бнай Брит» – И.Ф.), летний лагерь и еврейские конференции по лидерству.

Я поехала в Израиль и влюбилась в эту страну и нашу историю и каждый раз, когда я возвращалась туда, какой-то внутренний голос говорил мне, что однажды Израиль станет нашим домом.

Когда мне исполнилось 30, я продала свой хлам, упаковала то, что осталось, в два чемодана (ладно, пусть четыре, плюс три места ручной клади и две коробки багажа через El-Al) и двинулась в Израиль. В то время как я всё ещё любила и восхищалась еврейскими традициями, я не чувствовала, что нуждаюсь в них ещё больше, потому что в Израиле везде меня окружала еврейская идентичность. Таким образом, я исходила из того, что лицемерно оставаться светской из-за своей прошлой «светскости», и я действительно не оглядывалась назад.

Для меня это прекрасно, но я чувствую себя ответственной по отношению к своей дочери. Я хочу, чтобы она развивала свою еврейскую идентичность, и я знаю, что не соответствую своему обязательству. Теперь мы живём в Нидерландах, где не проводятся занятия по еврейской тематике, посвящённые детским потребностям. Еврейская община, к которой мы относимся, хорошая община, но мы изо всех сил старались найти для нашей дочери тот путь к еврейской идентичности, который мы для себя так и не обрели. Мы платим деньги, ходим в синагогу на Рош ха-Шана, Йом-Киппур и Пурим. Мы готовим еду и исполняем дома небольшие ритуалы, но не очень последовательно. Я хотела бы добавить, что мы зажигаем шаббатние свечи каждую неделю, но Шаббат мы не соблюдаем. В основном мы отмечаем праздники, на которые приезжает семья моего мужа, и я готовлю блюда, которые знакомы мне с детства: кугель и креплах моей бабушки, грудинка – блюдо моей матери и харосет (паста из яблок и орехов).

Часто это – всё, что мы можем сделать, чтобы прожить эту праздничную неделю, балансируя между двумя работами и дочерью с особыми потребностями. Мысль о том, чтобы взять в синагогу нашу дочь, которая устала и сверх возбуждена после школы и терапии, просто свыше наших сил.

Эти «бла, бла, бла» – мои причины, но я знаю, что они – также мой выбор. И я знаю, что у моей дочери не будет возможностей, которые есть у других детей, чтобы провести лето в лагере, выучить еврейские песни, спеть «birkat hamazon» (благословение после еды) с раскачиванием и смехом, вместе с её друзьями.

Я волнуюсь, что она не обретёт еврейскую идентичность, и я знаю, что я несу за это ответственность. Но, как это бывает часто с моей дочерью, от неё иногда можно ожидать полно неожиданностей. Вот, например, сегодня она вошла в мою комнату, когда я смотрела по телевизору новости CNN об Израиле. Как обычно, она спросила меня, что я смотрю. Я ответила, что смотрю новости (который обычно передаёт и её канал). Она собралась уходить, но затем засомневалась и спросила, всё ли в порядке в Израиле.

– «Да, всё в порядке, ОК», – сказала я ей. Тогда она говорит: – «Я надеюсь, что там больше нет войны». Я заверила её, что нет, и что израильские дети именно в этот момент играют и весело проводят время, точно так же, как и она. – «Я люблю Израиль, это – еврейская страна, и люди, которые живут там, – евреи, точно такие же, как я», – сказала дочь.

И это – девочка с IQ=61, которая не может завязать шнурки на обуви, которая не в состоянии определить время или пользоваться телефоном, которая не может ответить на четыре вопроса и которая ест сэндвич Гилеля (известный еврейский религиозный лидер – И.Ф.) из мацы, с солью и яблочным пюре, потому что вкус и состав maror (горьких трав) и харосет для неё абсолютно невыносимы.

И всё же, даже безо всяких традиций и ритуалов, она просто воспринимает: она – еврейка. Израиль – её страна. Где-то глубоко в ней, вне школы, вне всех ритуальных традиций и даже моих неудач как матери, моя дочь просто это знает.

Бог действительно проявляет свои действия таинственными способами.

Один комментарий к “

Обсуждение закрыто.