All that jazz

Инне

Мне не забыть Петровскую аллею,
Зелёный театр и подпольный джаз.
Я в первый раз от музыки шалею,
Дышу свободой тоже в первый раз.

Нам, сколько помню, скармливали силос
Про то, как вольно дышит человек,
А здесь на звуки время раздробилось,
Я слушаю, не подымая век.

Вот лабухи, отпетые ребята,
Трубач, ударник и саксофонист,
И мы, толпа, безумием объята,
Хвала, хула и хулиганский свист.

Блатных мы вскоре тут угомонили.
Труба взвилась, как лошадь на дыбы,
На финише была кобыла в мыле,
Такая жизнь у джазовой трубы.

Дробь пролилась, и ринулся ударник,
Как в рукопашную и как на мяч вратарь.
По виду – застарелый солнцедарник,
По духу – явный спорщик и бунтарь.

Туш оборвался, в тишине возникли
Неведомые звуки «Summertime»,
Как-будто к древней тайне мы приникли,
Прекраснейшей из самых тайных тайн.

Моя давно истлела папироса.
Казалось, что не верю чудесам,
Был саксофон похож на знак вопроса,
И я просил, о чём – не знаю сам.

Они потом играли в ресторанах
При тусклом свете воска да лучин…
Ходил ударник годы в ветеранах,
И грамоту посмертно получил.

09.29.16

12 комментариев для “All that jazz

  1. Уважаемый Артур!
    Большое спасибо за тему!
    ——
    Летом 1955 года мне случилось первый и последний раз быть в альп-лагере на Северном Кавказе. Все эти восхождения показались мне бессмысленной бравадой. Зато группа наша была на удивления — от будущих нобелевских лауреатов, Прохорова и Басова, до текстильно-рыбных студентов. Но особую роль играл один — молодой ассистент МИСИ Евсей Теплицкий. Сеня помнил и читал буквально сотни стихотворений тех авторов, которых тогда не упоминали. И, кроме того, читал длиннющую поэму некоего самодеятельного автора, имя которого наотрез отказался назвать. В каждой главе этой поэмы были лирические отступления на самые разные темы. Одно я запомнил сходу:

    О, джаз! Твоё дыханье ново,
    Оно бодрит и пламенит.
    Поэт того не скажет слова.
    Что твой высказывает ритм!
    Пропитый голос саксофона,
    Кларнета страстный перелив,
    В напевности аккордеона
    Есть задушевность т порыв.
    Я утверждаю: только джазом
    Ритм века точно отражён.
    Всё остальное — просто фразы
    И прошлых ритмов перезвон!
    Всё в джазе есть — и нетерпенье,
    И неустанный шум труда,
    И судоржное напряженье,
    Борьба глухая и, когда
    Ударник кинет долгий брэк,
    Я узнаю двадцатый век!
    —-
    Я пытался найти Теплицкого, спрашивал о нём у преподавателей МИСИ — безрезультатно.

    1. Дорогой Соплеменник!

      Рад беседе. Диапазон саксофона – две с половиной октавы, по звучанию действительно напоминает красивый человеческий голос, может быть и «пропитым», если это нужно саксофонисту. Главное, как говорил мой приятель, «зА душу берёт». Слушайте и наслаждайтесь.

      @https://m.youtube.com/watch?v=1NHKbfeZ-Xk@

      Ваш Артур.

  2. Замечательное стихотворение, уважаемый Артур!

  3. Спасибо за киевскую струю в Вашей поэзии!

    Только вот здесь:
    Мне не забыть Петровскую аллею,
    Зелёный театр и подпольный джаз.
    Я в первый раз от музыки шалею,
    Дышу свободой тоже в первый раз

    мне слышится
    Мне не забыть Петровскую аллею,
    Театр зелёный и подпольный джаз.

    1. Спасибо, дорогой Сергей!

      Театр зелёный назывался «Зелёный театр».

      Ваш Артур.

  4. «.. По виду – застарелый солнцедарник,
    По духу – явный спорщик и бунтарь

    Туш оборвался, в тишине возникли
    Неведомые звуки «Summertime» . . .»
    :::::
    Summertime,
    And the livin’ is easy
    . . . какое незаМЫСловатое и полное надежд было время
    Хрущи в Полесье летали над берёзами истекающими берёзовым ЖЕ соком
    Армстронг в Питере, Монтан в Киеве (?),
    Жерар Ф. в Москве, Эппельбаум в Черновцах . . .
    а мы летали над Вл.Горкой, спускаясь к Дарнице,
    или с сёстрами Кох под куполом цирка на Евбазе
    и так далее
    спасибо за стихи и напоминание

Обсуждение закрыто.