Начала библеистики. Избранные темы. Тема 9. Закон о рабе. Альбрехт Альт. Казуистические и акодиктические законы

«Если купишь раба Иври, шесть лет пусть служит он, а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет; если же женатый он, то выйдет с ним и жена его. Если господин его даст ему жену, и она родит ему сынов или дочерей, то жена и дети ее останутся у господина ее, а он выйдет один. Но если раб скажет: «Люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю», то пусть приведет его господин его пред судьей и поведет его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и будет служить ему век.», (Шмот, 21: 2-6).

            Согласно теории Альбрехта Альта (1886-1956)  закон о рабе относится к группе казуистических законов, основанных на прецедентном праве: сначала указывается условие применения данного случая, а затем показывается правовая норма для этого случая. Таким образом, имеется ясно выраженные две части общего закона: первая часть начинается условным союзом «ки» («если», /для общего случая/) или «им» («если», /для частного случая/), вторая часть часто начинается словами «пусть», «то» и т.п. Казуистическое право четко определяет меру личной ответственности.

Примером противоположного – аподиктического закона, в основе которого лежит категорическое, безусловное приказание (по Альту) являются стихи:

«Ударивший человека так, что тот умрет, смертью умрет», (Шмот 21:12).

«Ударивший отца своего или мать свою – умрет», (Шмот 21:15-17).

            Эти законы похожи по своему духу и своему строению: подлежащим является действительное причастие, дополнением – существительное, приговор сформулирован в виде абсолютного инфинитива. Эти законы безапелляционны, возмездие обусловлено здесь волею Господа, кара не может быть заменена никакой другой. В целом, формально для аподиктического  права характерна энергичная, сжатая формула. Вершинами примеров аподиктического права являются десять заповедей, сформулированные в Шмот 20: 2-17 и Дварим 5: 6-27.