Ольга Муранова. Письма из Исландии — 19

Продолжение

1

Исландцы — удивительный народ. Казалось бы, на дворе XXI век, однако до сих пор подавляющее большинство населения верит, что в местных лесах водятся тролли, гномы и эльфы. Как бы в подтверждение этому имеется министр, который отвечает за то, чтобы строящиеся дороги и здания не оказались вдруг поблизости с местом обитания волшебных человечков. Вот еще один пример. В одной из канадских газет появилось объявление мигранта из Исландии. Мужчина очень хотел найти вторую половину для своего эльфа, который вместе с исландцем покинул родину. По словам давшего объявление, несчастному эльфу было очень тоскливо на чужбине и он хотел бы найти себе женщину. Газета направила своего корреспондента к исландцу в уверенности, что это объявление — шутка. Но выяснилось, что мужчина вовсе не шутит, а искренне верит во все написанное — и это, вероятно, ничуть не удивило бы большинство исландцев. В 1997 году в Рейкьявике открылся весьма необычный музей. Не так давно его перенесли в небольшую деревушку в 48 километрах от столицы. В отдельной секции, посвященной национальному фольклору, можно увидеть нечто, представляющее мужское достоинство водяного, который был выловлен еще в 18 веке. Также здесь находится и «достоинство» исландского эльфа. «У нас в Исландии существует древняя фольклорная традиция. Мне показалось, что моему музею будет чего-то не хватать, если в нем не будут представлены разные органы сказочных существ», — заявил владелец музея. Неподалеку от Рейкьявика расположена громада потухшего вулкана Эсья, который виден из любой точки столицы. По исландским поверьям, именно в этом месте каждую осень проходит съезд всех исландских воронов. Накануне Рождества тут собираются и исландские язычники.
2

Как уже отмечалось раньше, к Рождеству и Новому году у исландцев подход весьма нетривиальный. Кому нужен один Санта-Клаус, когда здесь целых 13 Yule Lads!  Они, правда, доставкой подарков сильно не озабочены, бродят по городам и деревням, подглядывая за мирными жителями и мешая им спокойно встретить Рождество. До новогодних праздников исландские деды морозы прячутся в пещере со своей «страшной-престрашной» мамой-троллем и ее гигантской кошкой, которая съедает всех детей, не получивших на Рождество новой одежды. А 12 декабря вылезают на свет божий и начинают проказничать. У этих существ есть чёткая специализация, например, у одного, по имени Ketkrokur, есть длинный крюк, с помощью которого он ворует мясо у людей. Второй, по имени Gluggagaegir, подглядывает в окна, чтобы найти, чем поживиться в человеческом жилище, третий — Stekkjastaur, имеет свиные ноги и пугает овец в хлевах.   Вообщем, милые создания…  Бедные детишки, которым приходится верить в это и бояться наступления Рождества! У них есть только один способ выжить — хорошо вести себя и слушаться родителей, тогда гномы кладут им в ботинки маленькие подарки на протяжении всех 13 ночей перед Рождеством. Самый большой подарок преподносится непосредственно к торжеству. Его доставляет Свечеплут, имя которого выдает любимые проказы того, кто его носит. А непослушным детям приходится довольствоваться клубнями картофеля вместо подарков. Поэтому в Исландии на протяжении всего предновогоднего месяца, декабря, родители знают, как утихомирить озорничающих малышей.

3

Исландцы очень религиозные люди и стол в канун Нового года в каждом доме предельно прост: блюда из картофеля, традиционная картофельная водка, настоянная на тмине, белая куропатка и рыба. Тихое семейное застолье, тем не менее, длится не очень долго и перед наступлением Нового года заснеженные улицы городов и сел этой загадочной северной страны наполняются толпами веселых и жизнерадостных людей в карнавальных костюмах на любой вкус. Те, кто не успел запастись эффектным костюмом, обязательно встречают Новый год в традиционном исландском свитере – лопапейсе. Вечнозеленую красавицу елку в Исландии  наряжают ярко и красиво – игрушками и гирляндами. Украшают елки везде: дома, на улицах и даже на кладбищах. В общем, то, как встречают Новый год в Исландии, не встретить нигде в мире.

Местные жители утверждают, что именно в это время происходит самое интересное: мертвецы встают из могил, тюлени превращаются в людей, а коровы начинают говорить по-человечьи. Характерно, что последнее утверждение многие списывают на излишнюю любовь исландцев к местному горячительному напитку Brennivín, который благодаря попытке государства остановить алкоголизм путем введения черной этикетки получил «народное» название «Черная Смерть». К слову сказать, видимо, отчасти из-за него в Исландию хлынул поток туристов из Европы и Америки, после того как исландская крона обесценилась. И, хотя цены в самой Исландии остались на прежнем уровне, услуги из-за нынешнего валютного курса подешевели на 25-45 процентов.

4

Было интересно по прибытии в Петербург на каникулы услышать на этой неделе в новостях о том, что в Исландии защитники эльфов заблокировали проект по строительству президентской трассы. Члены природоохранной организации «Друзья лавы» подали иск в верховный суд Исландии по делу о строительстве трассы, которая должна соединить полуостров Аульфтанес, где находится резиденция президента страны, с пригородом Рейкьявика. Податели иска утверждают, что прокладка трассы повредит культуре эльфов, живущих в месте строительства. Кроме того, «Друзья лавы» указывают на то, что строительство шоссе нарушит уникальное лавовое поле, которое находится на полуострове, и разрушит места гнездования птиц.
После подачи иска проект по строительству шоссе был заморожен до тех пор, пока иск не будет рассмотрен судом. Ранее «Друзья лавы» уже выступали против прокладки трассы, собирая на акции протеста сотни людей, которые устанавливали бульдозеры на месте строительства. Как пишет «The Guardian», в Исландии иски от защитников эльфов уже не раз становились причиной отмены или задержки строительства различных объектов. Опрос, проведенный Университетом Исландии в 2007 г., показал, что 62 процента респондентов допускают возможность существования эльфов. Данная новость также подтверждает это.

5

Недавно узнала, что «скрытые жители» (исл. huldufólk, ху́льдуфоулк) являются одними из главнейших персонажей исландских народных сказок. «Скрытых жителей» раньше называли «аульвами», что этимологически то же самое, что «эльфы», однако рассказывают, что они обижаются, когда их так называют. «Скрытые жители» ничем не отличаются от людей: они рождаются и умирают, как люди; они держат скот, косят сено, рыбачат; у них есть собственные церкви, священники и кладбища. Внешне «Скрытые жители» тоже мало-чем отличаются от людей: едва ли не единственное отличие — отсутствие у «скрытых жителей» носового хряща или вертикальной ямки между верхней губой и носом. Мир «скрытых жителей» где-то рядом с миром людей, однако люди видят их только если они ясновидящие, или если «скрытые жители» сами хотят, чтобы их видели. Хотя в исландских сказках аульвы (хульдуфоулк) представляются похожими на людей существами со сверхъестественными силами, которые живут отдельно от людей в своих общинах и редко контактируют с людьми, однако в древности представления об аульвах были другими. В «Малой Эдде» Снорри Стурлусон рассказывает о двух типах эльфов — «светлых» («верхние аульвы», Льесальфы), которые живут в Льесальфахеймe, и «темных»  («нижние аульвы», Свартальфы), которые живут под землей (в Свартальфахеймe). После того, как христианство стало государственной религией Исландии, эльфов стали подразделять на два вида — «язычники» (злые по отношению к людям) и «христиане» (добрые по отношению к людям). Однако вскоре такое деление было забыто, и в сегодняшних сказках нет добрых или злых эльфов. В исландских сказках рассказывается об интересных контактах людей с хульдуфоулк. «Скрытые жители» часто просят помощи у людей, и если люди им помогают, то в ответ те делают людям что-то хорошее, что-нибудь им дарят, а если им не помогают, то мстят. В некоторых сказках рассказывается о том, как «скрытые жители» просят помощи у людей во время родов, так как они не могут рожать, пока человеческая рука не ляжет на роженицу. Для них есть даже особая сужающаяся дорога с особыми дорожными знаками и Аульфштейн (камень аульвов) в Коупавогюре (ближайшем пригороде Исландии).  Исландцы верили, что аульвы меняют место жительства в Рождество, и что нельзя оставаться дома в этот день. Прежде чем уйти в церковь на всю ночь, хозяйки прибирали дома, выставляли еду на столы, зажигали все светильники, раскрывали двери и обходили со светом вокруг хутора, приглашая эльфов в дом. В некоторых сказках рассказывалось, что все, кто оставались дома во время празднований Рождества, умирали. Однако в сказке «Аульвы и Хельга, крестьянская дочка» (исл. Álfarnir og Helga bóndadóttir) главная героиня, оставшись стеречь дом в рождественскую ночь и накормив ребенка аульвов, получила в знак благодарности узел, который принес ей счастье. В некоторых сказках аульвы и люди влюбляются, но почти всегда такая связь кончается трагически — смертью от разлуки или от родов, а в сказке «Аульв и крестьянская девушка» (исл. Álfapilturinn og selmatseljan) умирает и аульв, и его возлюбленная. Некоторые исландцы до сих пор верят в существование хульдуфоулк, и те места, где по их мнению они живут, стараются оставить без изменений, и даже если строят дорогу, пересекающую тропу хульдуфоулк, то сужают дорогу, чтобы сказочным персонажам было легче перейти ее.

6

Утилегумадуры («люди, объявленные вне закона»)
Существует большое количество исландских сказок о людях, которые якобы живут в необитаемых землях. Их называют у́тилегумадурами или у́тилегуманнами (исл. útilegumaður от leggjast út — бежать с родины). Древнеисландское слово «útilegumaðr» впервые встречается в «Сагe о людях из Лососьей долины» (исл. Laxdæla saga), в «Саге о людях из Озёрной Долины» (исл. Vatnsdæla saga) и в «Саге о Стурлунгах» (исл. Sturlunga saga), а в некоторых сагах встречается термин «útileguþjófr», что можно перевести, как «вор вне закона». В сагах и сказках об утилегумадурах рассказывается о людях, которые,  будучи объявлены вне закона, скрывались от преследования в необитаемых местностях Исландии. В основном утилегумадуры — это воры и другие нарушители закона. «Люди, объявленные вне закона» живут далеко от больших поселений. Они, так же, как и обычные люди, занимаются рыбалкой, пасут скот, но некоторые из них являются разбойниками и крадут скот, похищают девушек, убивают всех, кто к ним попадает, иногда даже едят людей. В сказке «Похищение невесты» (исл. Brúðarhvarfið) утилегумадуры похищают невесту крестьянина Йоуна, а затем и его скот. Однако когда Йоун заблудившись попадает в хутор утилегумадуров, похититель возмещает ему пропажу невесты, выдав за него свою дочь. В исландских народных сказках утилегуманны пытаются держать свое место жительства в секрете. Так, в сказке «Бьярни сын Свейдна и его сестра Сальвёр» (исл. Sagan af Bjarna Sveinssyni og Salvöru systir hans) главный герой, сестру которого похитили утилегуманны, найдя сестру в маленьком хуторе, где жили «люди, объявленные вне закона», был вынужден переселиться туда из своего хутора вместе с семьей и имуществом.
Продолжение следует

Share
Статья просматривалась 821 раз(а)

1 comment for “Ольга Муранова. Письма из Исландии — 19

  1. Александр Биргер
    27 декабря 2013 at 21:02

    «Исландцы – удивительный народ. Казалось бы, на дворе XXI век, однако до сих пор подавляющее большинство населения верит, что в местных лесах водятся тролли, гномы и эльфы. Как бы в подтверждение этому имеется министр, который отвечает за то, чтобы строящиеся дороги и здания не оказались вдруг поблизости с местом обитания волшебных человечков…. Некоторые исландцы до сих пор верят в существование хульдуфоулк, и те места, где по их мнению они живут, стараются оставить без изменений, и даже если строят дорогу, пересекающую тропу хульдуфоулк, то сужают дорогу, чтобы сказочным персонажам было легче перейти ее.»
    Kak здорово , какой замечательный народ !

Comments are closed.