Великий миф советской песни

Этот текст я написал несколько лет назад, но не поставил его никуда из-за моего очевидного непрофессионализма.  Сейчас, прочитав замечательную статью    Тамары Айзикович «Звездность, отбрасывающая тень» ( http://7iskusstv.com/2013/Nomer11/Ajzikovich1.php) , я решился поставить данный текст в своем блоге с тем, чтобы дать на него ссылку в комментариях к статье г-жи Айзикович. Надеюсь, что она сделает мне скидку, ведь я писал лишь как потребитель, как средний слушатель.

Я — на «каникулах», моим первым рабочим днем в новом году будет только 11 января. Естественно, я больше времени провожу за телевизором, на что и обратили внимание читатели блога. По Первому каналу прошла ретроспектива песен советского периода 70 — 80 годов. Об этом я, не специалист в области музыки, и хотел бы поговорить сегодня.

Моя теща – беженка из Польши. Когда она оказалась на советской территории, она была очень поражена. Она увидела здесь очень плохо одетых женщин (не сравнить с высокомерной Польшей), в ватниках и сапогах, которые пели веселые советские песни. А.Зайдеман, воспоминания которого печатались в моем блоге, также подтвержает этот факт: «Русские солдаты пели популярную песню о России: «Где так вольно дышит человек!». Наше первое впечатление, после немецкого кошмара, было в том, что это   было действительно так. Все, что мы увидели, что в обычное время должно рассматриваться как естественное положение дел, казалось нам чудесным откровением».

Большого развития советская песня получила после войны, а годы так называемого застоя сопровождались взрывным развитием песенного творчества, классическим примером которого явилась супружеская пара Пахмутова – Добронравов.

В области исполнительского мастерства большие артисты – исполнители того времени были кумирами публики. Правда, здесь мы должны сделать серьезную поправку на «железный занавес», не позволявший сравнивать мировых исполнителей с достижениями советских певцов. При условии такой поправки, мне особо хочется выделить Муслима Магомаева, которого я считаю певцом мирового уровня, не вышедший на него только из-за упомянутого занавеса. Муслима Магомаева можно назвать «советским Френком Синатрой». Он не уступал Синатре по уровню исполнительства и проникновенности, и даже превосходил его по  уровню музыкальной подготовки. Тот же занавес не позволил ему выйти на мировую сцену. Я не сомневаюсь, случись такое, он, не подготовленный к жестокой конкурентной борьбе на Западе и не раскрученный менеджерами,  сгинул бы где-нибудь на необъятных просторах Америки. Магомаев и в жизни вел себя как звезда мирового уровня, в частности в отношениях с женщинами, хотя здесь ему не хватало опыта Синатры. В этом плане он был уязвим по национальной линии. Так он предложил Эдите Пьехе выйти за него замуж, на что последняя сказала ему: «Муслим! Вы восточный человек. Вы должны обратиться за разрешением к моему мужу, Александру Броневицкому. Если он согласится, то я – тоже». Конечно, Пьеха смеялась.

Успеху советской песни в немалой степени содействовали великолепные поэты — песенники, некоторые из которых и сейчас живы и пожинают как плоды своей прошлой деятельности, так и продолжают работать. Поэт Юрий Энтин рассказывает о своей работе над песнями «Крылатые качели» и «Лесной олень»: «Мне был сделан заказ на песню о пантере, но в это время в Сибири, в Иркутске, в один из закрытых магазинов типа «Березка» ворвался олень и стащил оттуда пыжиковую или ондатровую шапку. (Кто читал повесть В.Войновича «Шапка», тот в курсе проблемы шапок в советское время: каждому уровню советских чиновников соответствовала шапка определенного происхождения. Е.Л.). Это вдохновило меня, и я, вместо пантеры, быстро получил разрешение на песню об олене. Что касается «Качелей», то здесь источником вдохновения стало наше юношеское хулиганство. Мы пробирались в Парк культуры, спиливали цепи замков качелей и несанкционированно и бесплатно качались на них».

Расцвету советской песни способствовали талантливые представители всех советских республик. Раймонд Паулс, Георг Отс, София Ротару, ансамль «Песняры» — это только то, что приходит на ум с первого взгляда. Я также хочу вспомнить песню Яллы «Учкудук» («Три колодца»). Песня получила большую известность, однако, такова советская действительность, не все знают, что город Учкудук в Узбекистане строился когда-то заключенными, как город, градообразующими предприятиями  которого были урановые рудники.

«Достоянием республики» и поныне является замечательная Алла Пугачева. Тогда, в 70-е – 80-е годы она была уже признанной примадонной, песни которой имели колоссальный успех у публики. Сейчас ей как-то неловко за тех людей, которые послали ее на конкурс «Евровидение», и за себя немного в связи с этим.

Таковы мои не профессиональные размышления после просмотра программы о песнях 70 — 80 годов.

(а какие песни слышали базы отдыха в астрахани?)