Главный враг евреев

 

 


 ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЕВРЕЕВ

 На протяжении тысячелетней истории у евреев было много врагов. Значительно  больше, чем у других народов. Речь не об обычных антисемитах, имя которым легион. Не о тех, которые обзывали и обзывают нас, одни в лицо, другие, тявкая из подворотни,   жидовская морда. Не о тех, которые в разных странах и в разные времена клеветали на евреев, обвиняя их во всех смертных грехах. И даже не о тех, которые по чьему-то приказу или по собственному почину убивали потомков Авраама, только потому, что они евреи: топили, вешали, расстреливали, сжигали. Речь о заклятых, смертельных, могущественных врагах, которые принесли иудеям самые большие несчастья и беды. Таких как фараон Тутмос Третий, не выпускавший евреев из египетского рабства и издавший приказ убивать всех только родившихся еврейских мальчиков, король Фердинанд Второй, изгнавший евреев из Испании и заставлявший их под страхом смерти принимать христианство, Гитлер, уничтоживший 6 миллионов евреев. К таким врагам можно отнести и бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. И ещё одного. Почти забытого. Римского императора Тита Флавия Веспасиана…

Разговор у стены плача.

Несколько лет назад у стены плача в Иерусалиме познакомился с высокого роста молодым человеком лет 25-и.  В чёрном костюме, с пейсами и голубыми нитями на одежде. Он предложил на иврите сделать пожертвование. « На что пожертвование?», спросил я по-английски,  и вспомнил, видимо, не к месту, ответ на подобный вопрос Остапа Бендера: «Чтобы Провал не так проваливался». «I speek no Englisch»,- ответил молодой человек и, почувствовав во мне земляка, заговорил по-русски. С милыми, израильскими интонациями певучего растягивания последних слогов.  Звали молодого человека Яков. Он учился в Иешиве.  Приехал в Израиль в 1990г.  из Гомеля. Уже не помню каким образом разговор коснулся темы, вынесенной в заголовок.

— Наш главный враг «всех времён и народов»,- уверенно сказал Яков,-  Тит Флавий Веспасиан.  Это по его приказу девятого Ава (самом трагическом  еврейском дне)  Второй Храм был подожжён и все его защитники погибли в огне.

«Поджечь ворота в Храм !»

Действительно, этот приказ  стал началом самой страшной трагедии еврейского народа- разрушения Второго Храма. Вспомним,  как развивались события.

Тит Веспасиан ещё не был императором, когда в 66 году принял под руководством отца активное участие в жестоком подавлении антиримского восстания в Иудее. В 69 г. он был провозглашён императором. К этому времени восстание было почти целиком подавлено. Оставалось самое трудное — захватить хорошо укреплённый Иерусалим. В 70 году в начале месяца нисан римляне приступили к штурму  города. Через две недели они  овладели первой, а потом второй стеной Иерусалима. Началась блокада города.  Наконец, пала третья стена и повстанцы собрались в Храме.  И вот тогда прозвучал этот приказ императора: «Поджечь храмовые ворота!»

После взятия Храма, оскорбления Бога Израиля продолжались. Тит Флавий вошёл к алтарю,  в Святая Святых Храма, куда по еврейским законам мог входить только первосвященник и только раз в году, в Йом-Кипур. Но и это ему показалось мало.  Римский император расстелил на алтаре список Торы и возлёг на свиток с двумя блудницами. 

В Риме широко отпраздновали победу и пронесли в триумфальном шествии захваченную в Храме утварь. В память о  победе над иудеями была сооружена триумфальная арка. Любопытно, что римские евреи в средние века избегали проходить под этой аркой и даже платили за право прохода через находящееся рядом здание.

Наказание за осквернение Храма.

-Тит Веспасиан жестоко оскорбил Бога Израиля и весь еврейский народ. Могло ли такое оскорбление пройти безнаказанным ? – спросил я Якова.

— Нет, разумеется. За это святотатство Б-г послал на императора тяжёлую болезнь-опухоль мозга и он умер в мучениях. Кроме того, в римской империи в годы его правления случились три страшных бедствия: извержение Везувия, сильнейший пожар в Риме, который длился три дня и три ночи, и эпидемия непонятной болезни, унесшая множество жизней.

Итак, Б-жественное проклятие настигло Тита Веспасиана. Он  умер  в тяжких мучениях в сентябре 81 года. В Агаде (части Устного Закона, не входящего в Галаху) так описывается его смерть:

« По окончании представлений, Тит отправился в своё сабинское имение. Был он мрачен, так как при жертвоприношении животное у  вырвалось,  и грянул гром. На первой же стоянке император почувствовал горячку. Дальше его понесли на носилках. Раздвинув занавески, император взглянул на небо и стал горько жаловаться, что ему не в чём упрекнуть себя, кроме одного поступка».

Что это за поступок понять легко.  Тит вспомнил о богохульстве в Иерусалимском храме.

В Талмуде приводится  несколько другой вариант смерти императора:

  Однажды за пиршеством Титу передали стакан вина, в который проникло маленькое насекомое. Император выпил, насекомое проникло к нему в голову и стало расти, причиняя  сильные боли…»

 

Впрочем, главное не то,  как именно умер император. Главное, что  умер он не своей смертью и в страшных мучениях. В этом еврейская традиция видит Б-жественное наказание за святотатство. «Если долго сидеть на берегу реки, ты увидишь труп врага»,- гласит восточная мудрость. Рано или поздно враги евреев будут наказаны…

Share
Статья просматривалась 1 938 раз(а)

28 comments for “Главный враг евреев

  1. Борис Э. Альтшулер
    22 сентября 2013 at 13:35

    Ладно уж… Нечего добивать ногами лежачего.
    Я имел ввиду теоретическую возможность такого «адаптирования» по Римскому закону. Не секрет, что многих богатых римлян обязывали стать приёмными сыновьями кайзера в качестве особой чести — с последующей реквизицией имущества. Просто ночка тёмная была когда писал.
    Но по вопросу, поднятому о семейке Иосифа Флавия, могу лишь сказать, что его племяннику Александру — тоже, очевидно, коэну — это не помешало стать прокуратором Египта и участвовать в осаде Иерусалима. У того уже было римское гражданство, а вот сам Иосиф получил его посля.
    Император — это победоносный полководец, признанный войском, как это случилось с Диоклетианом и некоторыми другими. А кто мог подумать, что потомки пунических аристократов из Карфагена станут когда-нибудь династией Северов?

    • Сергей Чевычелов
      22 сентября 2013 at 15:34

      Я вот и думаю, почему, скажем семья коэна первой чреды, в принципе, неплохо устроилась. Ну допустим, Иосиф пробился своими талантами. А его племянник? А Ироды со своими сплошь кровосмесительными браками? Последний Ирод — Марк Юлий Агриппа 2 так и жил в браке со с своей сестрой Береникой, попробованной Титом. Что удерживало на разнообразных иудейских тронах эту смесь идумеян и арабов? У меня только один ответ: богатейшее наследство, породившее взятки. Даже такой бессребренник, как о нем пишут, как Август, и то не брезговал взятками от иродиадов, хотя больше ценил, как опять таки пишут, живое общение с Иродом Великим.
      Взятки. Все решали взятки (и дорогие подарки, есественно) как за счет семейных сбережений иродиадов (хватило на 140 лет), так и семейных ценностей простого коэна первой чреды… Взятки властвуют сейчас на бескрайних просторах России и Кзахстана, и всего СНГ. Как буд-то не прошло двух тысяч лет… Такие дела.

      • Лев Мадорский
        22 сентября 2013 at 20:16

        Мадорский-Чевычелову
        Взятки. Все решали взятки (и дорогие подарки, есественно) как за счет семейных сбережений иродиадов (хватило на 140 лет), так и семейных ценностей простого коэна первой чреды… Взятки властвуют сейчас на бескрайних просторах России и Кзахстана, и всего СНГ. Как буд-то не прошло двух тысяч лет… Такие дела.

        Вообще, Сергей, этот феномен: «Всё уже было» и «Нет ничего нового»(Экклезиаст) поражает меня более всего. Неизмеримо изменились технологии, но человек, практически, не изменился. И ещё. В странах с прогнившим режимом действует непреложный принцип: чтобы восторжествовала законность надо дать взятку.

      • Борис Э. Альтшулер
        22 сентября 2013 at 22:45

        Уважаемые Лев и Сергей,
        Иосиф Флавий происходил из очень уважаемой семьи с царским и высоким священическим родством, во время Иудейской войны руководил ни много, ни мало крепостями Галилеи. Сдался римлянам в плен в крепости Иотапата (Йодфат), где пророчествовал полководцу Веспасиану императорство. Похожую историю выживания продемонстрировал Раббан Иоханан бен Заккайי, таннаи второго поколения, ученик Гилелля и Шаммая, ставший во главе Синедриона после разрушения Иерусалимского храма римлянами в 70 году н.э. и гибели предыдущего главы Синедриона, рабби Шимона бен раббан Гамлиэля. Был единственным таннаи, носившим титул «раббан», но не являвшийся потомком Гилеля.

        Первая жена Иосифа умерла во время осады Иерусалима. После окончания своего плена Иосиф Флавий был женат во втором браке на еврейской пленнице, с которой он разошёлся после того как последовал за Веспасианом в Александрию.
        В 70 году женился на еврейке из Александрии, с которой у него было трое сыновей. Только один — Флавий Гиркан — выжил. Иосиф Флавий развёлся и с ней, и женился в 75 году на критской еврейке из хорошей семьи. От этого брака у него было двое сыновей: Флавий Юстус и Симонид Агриппа.
        Труды Иосифа Флавия, особенно его первая книга, не оставили заметного впечатления у евреев. Для них он был поначалу только предателем, даже среди тех многих, кто не вступил в борьбу с римлянами. Заступчивость за евреев в Риме вернула ему некоторую симпатию, но отношение оставалось амбивалентным до самой смерти историка. Только в современном Израиле свидетельства Иосифа пережили ренессанс.

        В отношении императорства, то в позднем Риме с упадком нравов его уже можно было просто купить, что и делали некоторые.

    • Лев Мадорский
      23 сентября 2013 at 7:16

      Мадорский-Альтшулер
      Спасибо,уважаемый Борис! По моему, этот тот случай, когда комментарии более глубокие и содержательные, чем сама статья.

  2. Сергей Чевычелов
    22 сентября 2013 at 10:34

    Позвольте скромному непрофессионалу встрять в вашу высокоученую дискуссию. Но, прежде всего, огромный респект автору, которому всегда удается соединить актуальность темы и блестящее ея изложение…
    Итак, Йосеф бен Матитьяху, сын коэна первой чреды и хасмонейки (какая интересная аналогия открывается с Иоанном Предтечей, правда, хасмонеи были все же не из рода Давидова) становится Иосифом Флавием по причине того, что раб отпущенный на свободу всегда получает родовое имя хозяина. Какое это может иметь отношение к династии Флавиев, мои слабенький ум осилить не может. То же относится и к перспективе сына коэна стать императором.
    Дина́стия (от греч. δῠναστεία — власть, господство) — в монархических государствах несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования, а также члены их семей. И дело здесь не столько в генетических родственных узах. Цезарь Тиберий был усыновлен Цезарем Августом и по праву вошел в династию Цезарей. А как же, сын бога должен быть сыном бога.

    • Лев Мадорский
      22 сентября 2013 at 15:19

      Мадорский-Чевычелову
      Позвольте скромному непрофессионалу встрять в вашу высокоученую дискуссию.

      Спасибо, уважаемый Сергей, за тёплые слова. Несмотря на Ваше скромное вступление, Вы, на мой, взгляд, проявили в своей реплике недюжинные исторические знания. Как, впрочем, и другие комментаторы. Не касаясь вопроса имеет или нет Иосиф Флавий отношение к династии Флавиев ( попросту не знаю) хочу отметить интересное для меня двойственное отношение евреев к нему. С одной стороны, труды Иосифа важнейший и, порой, единственный исторический источник того времени, а, с другой, многие считают великого историка предателем: во время осады римлянами города в Галилее ( запямятовал какого) Иосиф уговорил тех, кому досталось умереть от руки товарищей в последнюю очередь, сдаться римлянам. Конечно, это выглядит даже и на современный манер, мягко выражаясь, некрасиво. Хотя кто знает как мы бы поступили на его месте?

  3. Борис Э. Альтшулер
    22 сентября 2013 at 2:40

    Это не совсем так. Уже первый император Рима Октавиан Август был не сыном, а племяником Цезаря. А уж в дальнейшем и сыновья вольноотпущенников смогли сесть на трон как, например, Диоклетиан.
    @http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27181/@
    Я уж не говорю о династии Северов, которая была пунического происхождения…

    • Борис Тененбаум
      22 сентября 2013 at 3:26

      в дальнейшем и сыновья вольноотпущенников смогли сесть на трон как, например, Диоклетиан.

      Военный переворот или политическая интрига может сделать императором сына сапожника. Но мы же говорим о династии. А это всегда означает переход власти из рук в руки в пределах одной семьи.

      И коли так, то Иосиф Флавий В ПРИНЦИПЕ не мог быть членом династии Флавиев.

    • Ефим Левертов
      22 сентября 2013 at 9:28

      Уважаемый Борис!
      Насколько я знаю, император сначала усыновлял своего предполагаемого наследника, который затем считался продолжателем его династии. Таким образом, мы видим в династиях людей иногда совершенно не связанных кровным родством. Конечно, здесь не идет речь о военных переворотах.

  4. Александр Биргер
    21 сентября 2013 at 20:52

    Алик — Льву:
    Извините — ещё один вопрос — а какой Борис прав ?

  5. Лев Мадорский
    21 сентября 2013 at 18:56

    Cпасибо, дорогой Борис! Всё, что Вы написали, очень интересно.

  6. Борис Э. Альтшулер
    21 сентября 2013 at 18:25

    Довесок

    Звиняйте, сын процарствовал лишь ДВА года.
    А под аркой Тита еврейская Традиция запрещает находиться иудеям и сегодня. Поэтому фотографируйте только сбоку, туда не заходя.
    Говорят, что делегация солдат ЦАХАЛ прошла под аркой задом наперёд. Может быть кто-то знает об этом подробнее?

  7. Борис Э. Альтшулер
    21 сентября 2013 at 18:19

    Дорогой Лев,
    просто всё дело в том, что они ОБА, отец и сын, носили одно и то же имя.
    Сын, оставленный у стен Иерусалима, штурмовал и сжёг город и Храм во времена царствования отца. Так что приказ о сожжении Храма и траханье на свитке Торы — дело сына, не папы.
    Сам junior процарствовал недолго — вроде бы четыре года. Кстати, к династии Флавиев принадлежит и вольноотпущенный раб, в прошлой жизни командир крепости в Иудее — Иосиф Флавий (Flavius Josephus). Губернатор/наместник Египта, который вместе с римлянами принимал участие в штурме Иерусалима, был, по-моему, племяником Иосифа Флавия.

    • Борис Тененбаум
      21 сентября 2013 at 19:36

      «… к династии Флавиев принадлежит и вольноотпущенный раб, в прошлой жизни командир крепости в Иудее — Иосиф Флавий …«.

      Bольноотпущенный раб принадлежать к династии не может по определению. По римским законам, он принадлежал к «фамилии», как клиент, и был обязан патрону послушанием и повиновением.

  8. Лев Мадорский
    21 сентября 2013 at 10:17

    Мадорский -Биргеру.
    Рано или поздно враги евреев будут наказаны…” – может быть, тогда Лёва и успокоится, когда ВСЕМ
    врагам – по маленькому насекомому ?
    Уважаемый Александр, Вы, как и Иегуда, с юмором разрядили ситуцию. Спасибо. Добавлю только,( наверно, излишне серьёзно) что я вовсе не жажду крови, но, если правильно понимаю, еврейская традиция предполагает, что все, по настоящему, серьёзные враги евреев, в конечном итоге, потерпят поражение и будут наказаны.

    • Александр Биргер
      21 сентября 2013 at 20:49

      Биргер- Мадорскому.
      Согласен с Вами и с Эстер, и (полностью) — с Еленой Т. Я тоже не жажду крови; более того, вижу
      главных (?) врагов — не в России, НЕ В ХРИСТИАНСТВЕ , а в той философии (она и от Корана отошла
      очень далеко) , которая говорит: убей неверного и сама же определяет — кто «неверный».
      Ведь в 7-ом веке в Коране было:»убей неверного в себе». А это — две большие разницы.
      Так же , впрочем , как и между: «…он дерзко презирал земли чужой язык и нравы » и , скажем, —
      …он призрел пока дозреет и после дозрения презрел и — был таков —
      и так далее. Но это , извините, трали-вали, а от темы ПОСТА мы все успешно у-ДА-ли-лись. Как и «весны моей златые дни…»

      • Лев Мадорский
        21 сентября 2013 at 22:22

        Мадорский-Биргеру
        Вы пишете: Ведь в 7-ом веке в Коране было:”убей неверного в себе”
        Очень хотелось бы Вам ответить в том же лёгком, поэтическом ключе, но не получится. Да и время позднее. Поэтому не будет «удаляться»…
        С удивлением и удовлетворением прочитал приведённую Вами и вынесенную мной сверху цитату из Корана. Не знал, да и, честно говоря, и Коран никогда не читал. Однако, всегда считал, что мусульманские фундаменталисты и обычные, умеренные мусульмане (их, конечно, подавляющее большинство)-сильно отличаются друг от друга и с последними, в конечном итоге, можно договариться. Это вселяет оптимизм.

  9. Лев Мадорский
    21 сентября 2013 at 10:12

    Мадорский-Альтшулер
    …мне кажется, что тут у вас немного перепутан отец и сын.

    Большое спасибо, уважаемый Борис за Ваш, как всегда обстоятельный и полный комментарий. Я посмотрю обязательно исторические подробности, приведённые Вами. Во всяком случае, студент Иешивы не выдуманный персонаж и он называл имя Тита Веспасиана

  10. Лев Мадорский
    21 сентября 2013 at 10:06

    Мадорский- Штернкукер
    «… я еврейка, а для евреев (с русской мамой) я не пойми кто, мои еврейские родственники дали мне это понять (в детстве) очень четко, их тихое призрение разъедало мою детскую душу, до сих пор в еврейском обществе чувствую себя крайне не уютно, замыкаюсь в себе.»
    Уважаемая Эстер! Ваши слова больно читать. Для меня подобное отношение евреев к неевреям во сто раз хуже, чем, как Вы пишете » ярый антисемитизм» родственников с другой стороны. Вражда на национальной почве- самый страшный и чёрный атавизм нашего времени.

  11. Эстер Штернкукер
    21 сентября 2013 at 6:01

    С опаской вхожу в эту дискуссию, у меня на этот счет есть особое мнение, не знаю стоит ли мне полукровке излагать это мнение? я родилась в семье ярых анти и ярых (можно ли так выразиться?) семитов. И мне понятны чаяния обоих народов (возможно не в полной мере, я же не могу отнести себя ни к одному ни к другому народу -для русских, с такой фамилией, именем и отчеством — я еврейка, а для евреев (с русской мамой) я не пойми кто, мои еврейские родственники дали мне это понять (в детстве) очень четко, их тихое призрение разъедало мою детскую душу, до сих пор в еврейском обществе чувствую себя крайне не уютно, замыкаюсь в себе.
    Так вот, все беды русского народа, от него же самого…

  12. Борис Э. Альтшулер
    21 сентября 2013 at 1:30

    Пишу вновь: пишу как Борис Э.АльТшулер. Прошу изменить запись имени согласно входным данным.
    Модератор: сделано. Извините, мы не заметили опечатку. Пожалуйста, для проверки введите еще комментарий к какой-нибудь записи в блогах.

    Лев, вы пишете очень хорошие и прочувственные очерки, но мне кажется, что тут у вас немного перепутан отец и сын. Сперва легионами в Александрии был провозглашён императором Тит Флавий Веспасиан (отец).
    Оставив командование войсками, осаждавшими Иерусалим, своему сыну Титу-младшему, Веспасиан летом 70 года прибыл в Рим. Он умер в Италии в 79 году.
    Тит взял штурмом Иерусалим и разрушил его, проявив при этом большую жестокость. Во время своего пребывании в Иудее, Тит сблизился с красавицей Береникой, дочерью Ирода Агриппы I-го и сестрой Ирода Агриппы II-го. Римлянам очень не нравилось присутствие Береники в Риме: они боялись, как бы эта еврейка не стала Августой.
    О её ранних годах жизни известно, что она была трижды замужем. Приглашение приехать в Рим Береника и её брат получили только в 75 году. По дороге они были удостоены высоких почестей: по приезде в Рим Агриппа получил знаки преторской власти, а Беренику поселили в императорском дворце. Светоний пишет, что Тит обещал жениться на Беренике
    В 79 году Тит стал императором. Сразу после этого Береника вернулась в Рим, надеясь стать его женой. Но Тит, понимая, что брак с иудейской царицей может поставить под удар его только начавшиеся правление и обострить отношения с аристократической верхушкой, вновь выслал Беренику из Рима.
    После этого царица больше не возвращалась в Рим. Её дальнейшая судьба неизвестна как и то, сколько времени она прожила и где скончалась.

  13. Александр Биргер
    20 сентября 2013 at 23:12

    «Если долго сидеть на берегу реки, ты увидишь труп врага»,- гласит восточная мудрость.
    Рано или поздно враги евреев будут наказаны…» — может быть, тогда Лёва и успокоится, когда ВСЕМ
    врагам — по маленькому насекомому ?

  14. Иегуда Ерушалми
    20 сентября 2013 at 22:14

    …Я испытал атавистическое варварское злорадство, сфотографировавшись рядом с аркой Тита, где на барельефах римские воины угоняли в плен и рабство моих бородатых и пейсатых предков. Я-то с опозданием на исторические два тысячелетия и личные полвека все же вернулся к моему народу, в Иерусалим, а где вы, доблестные римляне? Где ваши храмы, боги и оракулы? Подозреваю, что и у первых, средневековых праздношатающихся туристов, попавших в Рим, у которых, быть может, свежее была историческая память, зрелище разрушенной «империи зла» вряд ли вызывало добрые чувства…

    @http://www.berkovich-zametki.com/Nomer31/Miller1.htm@

  15. Иегуда Ерушалми
    20 сентября 2013 at 22:08

    Это напоминает бородатый анекдот: «…В Союзе вам плохо. В Израиле вам плохо. Так где-же вам хорошо? — В дороге!»

  16. Лев Мадорский
    20 сентября 2013 at 21:55

    …фараон Тутмос Третий, не выпускавший евреев из египетского рабства…король Фердинанд Второй, изгнавший евреев из Испании

    Лева, ну как на тебя угодить?

    Точно заметил, уважаемый Иегуди. Прямо хохма для юмориста. Действительно, на нас,евреев, не угодишь.

  17. Иегуда Ерушалми
    20 сентября 2013 at 21:18

    …фараон Тутмос Третий, не выпускавший евреев из египетского рабства…король Фердинанд Второй, изгнавший евреев из Испании

    Лева, ну как на тебя угодить?

Добавить комментарий