Из архивной мозаики. Выпуск второй.

Из архивной мозаики. Выпуск второй.

 

Из письма медицинского департамента Министерства внутренних дел Вятской губернской врачебной управе от 8 апреля 1837 года.

« Его Императорское Высочество, Государь, Наследник, Цесаревич Александр Николаевич, во время путешествия своего летом по России, изволит проезжать через Вятскую губернию. Независимо от других предписаний, медицинский департамент должен предупредить Вятскую врачебную управу, что Его Высочество не болел еще корью и скарлатиной. Вследствие этого, вменяется в обязанность Вятской управе принять меры по сохранению здравия Его Высочества, в чем поддерживать контакты со статским советником, лейб-хирургом Енохиным, сопровождающим Его Высочество, или с генерал-адъютантом Кавелиным».

Маршрут следования Цесаревича по Вятской губернии.

Баки – Урень – Яранск – Кичма – Тушка – Котельнич – Орлов – Бахта – Вятка – Луза —  Слободской – Роговское – Никольское – Усть-Лекма – Глазов – Балезино – Полом – Чепца – Воткинский завод – Ижевский завод — Оса.

Перечень врачей губернской врачебной управы и уездных врачей по маршруту следования Цесаревича, а, также, медицинских чиновников, ветеринарных чиновников, повивальных бабок, учеников лекарских больниц и лазаретов, аптек, садов аптекарских, мест сбора дикорастущих лекарственных растений, медицинских учебных заведений, естественных минеральных вод.

(Любопытно, что в перечне указан только один, известный на тот период,  источник минеральной воды, находящийся в селе Кичма Уржумского уезда – А.Р.).

(ГАКО, ф. 633, оп. 3, д. 338, л.1, 6, 62-65).

Любопытно, что в перечне указан только один, известный на тот период,  источник минеральной воды, находящийся в селе Кичма Уржумского уезда.

 

Из письма Вятской духовной семинарии в адрес Епископа Афанагела от 28 марта 1861 года.

«Обер-прокурор Святейшего Синода 30 января утвердил предложение академического правления об открытии в Вятской духовной семинарии татарского класса с целью обращения татар в православие. Оплата преподавателя татарского языка – 95 рублей в год. Преподавателем татарского языка утвержден наставник церковной истории Гавриил Попов».

(ГАКО, ф.215, оп.1, д.1085, л.9-10).

 

Рапорт Слободского уездного исправника от 15 января 1864 года о том, что распространением лекарств в Слободском занимается старший окружной врач Вакуловский. ( врач Вакуловский хотел, чтобы все жители Слободского уезда получали лекарства,  только через него – А.Р.).

(ГАКО, ф.582, оп.52, д.557, л.6).

Понятно, что врач Вакуловский хотел, чтобы все жители Слободского уезда получали лекарства,  только через него.

 

Рапорт Нолинского уездного исправника от 14 января 1864 года о том, что в уезде казенных и вольных аптек нет. Исправник предлагает создать в Нолинске домашнюю аптеку окружного врача Нолинского и Яранского уездов Шмидта

(скорее всего Шмидт еще раньше приторговывал лекарствами и он  решил узаконить бизнес – А.Р.).

(ГАКО, ф.582, оп.52, д.557, л.7).

Скорее всего Шмидт еще раньше приторговывал лекарствами и решил узаконить свой бизнес.

 

Рапорт Орловского уездного исправника о том, что в Орлове существует вольная аптека провизора Федора Доброва и, кроме того, три аптеки ведомства Государственных имуществ, а, также, аптека при городской больнице.

 (ГАКО, ф.582, оп.52, д.557, л.8).

 

Из письма Управляющего Вятской удельной конторой Петра Владимировича  Алабина от 23 января 1864 года об открытии аптек.

«Там, где не существуют вольные аптеки, необходимо открыть торговлю лекарствами и медикаментами при городских больницах».

 (ГАКО, ф.582, оп.52, д.557, л.9).

Петр Владимирович Алабин был одним из выдающихся деятелей культуры в Вятской губернии.

 

Письмо Управления Командующего Ижевским оружейным заводом от 27 января 1864 года о том, что заводская аптека бесплатно снабжает лекарствами всех жителей завода

 (ГАКО, ф.582, оп.52, д.557, л.17).

Вот вам блестящий пример грамотной социальной политики.

 

Письмо Медицинского департамента МВД от 21 октября 1864 года об обязательном наличии запаса лекарств,  в больницах тех мест, где нет аптек (это письмо говорит о том, что к мнению П.В. Алабина власти прислушались – А.Р.).

 (ГАКО, ф.582, оп.52, д.557, л.46).

 

Из письма Министерства внутренних дел от 3 февраля 1867 года №358.

«Совет Главного управления по делам печати рассмотрел, изданную госпожами Лихачевой и Сувориной, книгу «Путешествие к центру Земли» Ж. Верна, включающую очерки о происхождении и развитии Земного шара, и находит, что ее первая половина – безвредная сказка. Вторая же половина, то есть «Очерки о происхождении и развитии Земного шара» имеет характер педагогического руководства к геологии и может оказать вредное влияние на детей, как дающая возможность предполагать о несогласии позднейших выводов науки с бытописанием Моисея. На основании этого Совет полагал, что, не применяя каких-либо мер  против издания Лихачевой и Сувориной, сообщить в Министерство просвещения о неудобствах обращения этой книги в среде детей без надзора и указания благонадежного наставника, тем более, что в оной, хотя и популярно, но неудобопонятно излагается теория новейших геологических открытий (как у нас власть всегда боялась научных открытий – А.Р.)».

(ГАКО, ф.582, оп.138, д.43, л.32-33).

 Из письма Вятского губернатора в адрес директора училищ Вятской губернии от 8 марта 1867 года №251.

«В одном из наиболее почетных семейств города Вятки, я нашел у 12-летнего мальчика, купленную для него родителями, изданную в 1865 году,  книгу Лихачевой и Сувориной. Прошу изъять эту книгу из обращения среди учащихся Вятской губернии».

(ГАКО, ф.582, оп.138, д.43, л.34-35).

Это типичная реакция вятского чиновника на указание сверху. Думаю, что родители того мальчика вряд ли отобрали у него эту книгу. Не для того покупали. Кроме того, как показывают архивные исследования, эти письма были больше формальными документами. Исполнение их практически никто не проверял. Особенно это касалось жалоб церковников в полицию на действия старообрядцев, или, как тогда называли, раскольников.

 

Из рапорта Вятского уездного исправника от 26 июня 1878 года.

«10 июня 1878 года двое молодых крестьян деревни Злобинской Салтыковской волости нашли икону Флора и Лавра, стоящую в наклонном положении, один конец которой, будто бы, не касался земли. Явленная икона совершенно новая,  10 вершков в длину и 7 вершков в ширину».

(ГАКО, ф.582, оп.26, д.1079, л.1).

 

Конфиденциальное письмо Попечителя Казанского учебного округа от 22 января 1886 года о том, что преподаватель Вятской Мариинской женской гимназии Василий Юрьев обратился в Губернское земское собрание с ходатайством о пособии в работах по собиранию архивных материалов. От предложенного в ходе заседания пособия в размере 100 рублей Василий Юрьев отказался в такой форме, что вызвал неудовольствие со стороны гласных.

(ГАКО, ф.582, оп.139, д.161, л.1).

Из рапорта Вятского полицмейстера губернатору от 11 февраля 1886 года.

«Сообщаю, что преподаватель Вятской Мариинской женской гимназии Василий Полиевктович Юрьев поведения хорошего. Как человек и педагог даровитый. Родители учащихся девочек преподаванием его истории и географии очень довольны. Такие отзывы я слышал от многих лиц. В свободное от занятий время, юрьев с любовью занимается чтением древних архивных дел, для извлечения из них интересных исторических данных, из которых и составил целый сборник.

Будучи обременен большим семейством и получая по должности преподавателя ограниченное жалование, Юрьев обратился в Губернское земское собрание с просьбой об ассигновании ему денег на разработку и издание сборника. Земское собрание в заседании 3 января 1886 года постановило выдать г. Юрьеву 100 рублей, но он от этих денег отказался, считая сумму недостаточной  для издания сборника.

После этого, встретив Председателя Губернского земского собрания, управляющего казенной палатой г-на Виноградова на Московской улице, просил его содействия в получении нужной суммы для издания сборника. В результате между ними произошел резкий разговор, который, однако,  никто не слышал».

 (ГАКО, ф.582, оп.139, д.161, л.3-4).

Поражает, с какой любовью и уважением полицмейстер отнесся к Юрьеву и как грамотно и тонко написан рапорт. Не исключено, что его дочь тоже училась у Юрьева, однако все равно полицмейстер повел себя в этой ситуации как настоящий ЧЕЛОВЕК.

 

 

Александр Рашковский, краевед, 11 ноября 2012 года

 

 

Один комментарий к “Из архивной мозаики. Выпуск второй.

  1. Старайтесь, пожалуйста, добавлять к каждому сообщению хоть одну картинку. Если не найдется для текста, то хоть свою фотографию. Иначе Ваше сообщение выглядит бледно на общей стене. Спасибо за понимание.

Обсуждение закрыто.