В последнее десятилетие на севере Иркутской области и в южной Якутии были обнаружены крупные газоконденсатные месторождения. По Байкало-Амурской Магистрали (БАМ) удалось доставить тяжёлое оборудование на глубину бурения свыше 3 к»м, было открыто уникальное Чаяндинское месторождение с высоким содержание Гелия. Это вывело Россию на мировой уровень по добыче Гелия. Интенсивные работы по разведке на нефть и газ начались в Восточной Сибири в 60-х годах прошлого столетия, с открытия небольшого нефтяного (газоконденсатное) месторождения Марково на Лене. Проф. В.М.Сенюков (1907-1975), геолог-нефтяник, один из инициаторов внедрения в практику нефтегазовых поисково-разведочных работ метода опорного глубокого бурения; о нём была опубликована книга «Лоцман Кембрийского Моря». Проф. Ф.А. Алексеев, был в дружеских отношениях с В.М. Сенюковым, основал Институт ВНИИЯГГ. Статья «Schlumberger» https://club.berkovich-zametki.com/?p=45576 .
Западносибирская низменность имеет терригенный, песчано-глинистый геологический разрез. На Восточносибирской Платформе развит трапповый вулканизм. Геологический разрез – карбонатный, известняки, доломиты, с пластами соли. Возраст — Палеозой, Кембрий, Cm. Нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири отвечают классической Органической теории происхождения нефти. В Марково из нефтяных скважин извлекали базальтовый керн вулканического происхождения. Каверны и поры известняка заполнены солью, с содержанием нефти; соль вторичного происхождения, какого возраста нефть? Органическая теория объяснения не даёт. В терригенном разрезе, с заполнением скважины пресным буровым раствором, продуктивные пласты выделяет Стандартный Электро-каротаж (Electrical Logging ). Спонтанный электрический потенциал (ПС) имеет отрицательное значение против пластов глин, пласты пористого песчаника показывают положительное значение ПС. На электроды подаётся пульсирующее электрическое напряжение для измерения электрического сопротивления пород. Нефтеносный интервал показывает высокое электрическое сопротивление. Удаётся выделить покрышку — пласт глины, ниже пласт пористого песчника-коллектор, разделить нефтеносный горизонт и водоносный, и выделить водонефтяной контакт (ВНК). Это основные параметры для подсчёта запасов и разработки месторождения. В карбонатном разрезе эта схема не работает. Применяют радиоактивные и другие методы, ВНИИЯГГ занимался радиоактивными и акустическим методами, я начал работать во ВНИИЯГГ в 1963г. Был разработан Импульсный Нейтронный каротаж (ИНК), скважинный генератор нейтронов. Я занимался математическим моделированием распределения нейтронов, поступил в Московский Университет, Механико-Математический Факультет, Мехмат, вечернее отделение.
ИНК применяют в скважинах со стальной трубой, обсадная колонна, в частности, контроль над разработкой нефтяных месторождений, контроль над продвижением ВНК. ВНИИЯГГ заключил договор на опробование ИНК в Восточной Сибири, нефтяное месторождение Марково. Летом 1968г. я изъявил желание участвовать в этом проекте. Мой новый начальник Д.М. Сребродольский был очень доволен. Я выехал поездом в Иркутск, Восточный Геофизический Трест.
Главный геолог Треста был проф. Мандельбаум, главный инженер Гуревич. Геофизическая экспедиция находилась на станции Мегет, между Ангарском и Иркутском. Там была Промыслово-Геофизическая партия, через некоторое время приехали из Москвы два наших сотрудника, с оборудованием.
На Жигаловском тракте, на водоразделе Ангара — Лена была пробурена нефтяная скважина глубиной 3 к»м., «Высотная». В-крест был проложен сейсмический профиль. Скважина показала признаки нефти, но обсадную колонну не спускали, буровая бригада перешла на другую скважину.
21-го августа 1968г., день вступления советских войск в Чехословакию, мы с начальником партии выехали из Иркутска на Александровский тракт. На повороте был установлен памятник политическим заключенным, прошедшим этой дорогой. Царь Александр Третий построил пересыльную тюрьму, Александровский Централ. Ночевали мы на берегу Братского моря, я ловил удочкой рыбу, сварили уху из окуней и пескарей. На другой день выехали на Жигаловский тракт, по дороге заехали в контору бурения. На скважине была построена изба, с печкой. Через пару дней, прибыл весь персонал на трёхосном ЗИЛ-151, каротажный подъёмник. В сентябре выпал глубокий снег, мы оказались отрезанными на две недели. Результаты работ успешными назвать трудно, продуктивный горизонт выделить не удалось. Незначительный приток нефти в скважину был, нефть всплыла вверх по буровому раствору.
На следующий год, в июне, я вылетел в Марково, с началом навигации по Лене. Самолётом Москва — Братск, далее поездом Тайшет — Усть-Кут. Затем катером по Лене до Марково. Д.М.Сребродольский принёс мне письмо из Министерства Геологии, я назначался ответственным за опытно-методические работы в Марково. Начальник конторы бурения в Марково был Фукс. Я показал ему письмо, Фукс распорядился: «Приехал студент, показывать все материалы». Студентам была зелёная улица, выглядел я, как студент. Я говорил с геологами, просмотрел все материалы. Результаты работ оказались неоднозначными, выделить продуктивный горизонт вновь не удалось. В декабре 1969г. я защищал в Восточном Геофизическом тресте заключительный отчёт. Рекомендации: дальнейшее бурение в Марково нецелесообразно. Сейсмические работы и бурение перенесли в другие районы.
Я защитил диссертацию по математическому моделированию: «Кандидат Технических Наук, специальность Геофизика». После этого меня назначили ответственным исполнителем по теме Речица, Белоруссия. Водонефтяной контакт (ВНК) на месторождении оказался негоризонтальным, некоторые скважина дали нефть с водой. Геологический разрез — карбонатный, покрышка нефтяной залежи — пласт соли. Наши результаты в Речице оказались более успешными. Выяснилось, тектоническая структура разбита на отдельные блоки, каждый блок имел свой ВНК.
Между тем, в Институте сменили директора и его заместителя. Меня перевели в другую лабораторию, в Белоруссию поехали другие. С новым начальником сложились сложные отношения, он написал на меня рапорт: «сионистская пропаганда в рабочее время». Заявление об увольнении я написал на месте, через год подал документы на выезд в Израиль, 1974г.
Владимир Гоммерштадт: «Товарищ Гоммерштадт, прочтите, что про вас пишут». Как это было