Все советские годы в головы людей вколачивались представления товарища Сталина об устройстве языка, общества и человека. Например, пятичленка объясняла, как общество переходит от одной формации к другой. Но по дороге терялось что-то самое важное. Например, так называемый «азиатский способ производства», о котором Маркс, обмолвился, что этот способ может всплывать и внутри любой другой формации, сводя на нет всякие цивилизационные достижения. В СССР он как раз и процветал как «эксплуатация без образования собственности» на разных этажах тогдашней жизни — от эксплуатации труда заключенных до отправки студентов «на картошку». Чтобы трудящиеся не задумывались, об этом ключевом виде общественного устройства ничего и не говорили.
Но еще хуже обстояло с теорией идентичности, которая называлась, правда, другим иностранным словом — нация. Нации Сталин приписал четыре признака: общность языка, территории, экономической деятельности и характера, причем последний признак воплощался в культуре. Полемическую брошюру под названием «Марксизм и национальный вопрос» Сталин опубликовал в 1913 году — по следам бурных дебатов в парламентах доживавших последние годы империй о правах национальных меньшинств. Рассматривая эти империи с высоты птичьего полета, Сталин опирался на теоретические построения ученых иностранцев, не добавив от себя ни строчки. Это было понятно: главным для него, как и для Ленина, было понятие народной массы и класса, а не отдельно взятого человека или группы людей. Вот почему понятия личности для него попросту не существовало. Ни в богословском смысле — он был атеистом, ни в социальном — любым человеком можно пренебречь, когда дело идет о классовых интересах народных масс.
Но поскольку в практическом смысле с этими массами и классами приходилось взаимодействовать, а никакая идеология не могла бы распространяться без языка, Сталин и ставит на первое месте в списке признаков нации язык. Хотя ни логического, ни исторического обоснования для выделения этого признака нации не было уже тогда: от Швейцарской Конфедерации до многонациональных и многоязычных колоний в Азии — слишком многое опровергало злосчастную универсальную теорию вождя.
Читать дальше здесь:
https://www.rfi.fr/ru/россия/20211212-теория-идентичности-умерла-от-ковида
Превосходная статья Гасана Гусейнова «Теория идентичности умерла от ковида»
Все советские годы в головы людей вколачивались представления товарища Сталина об устройстве языка, общества и человека. Например, пятичленка объясняла, как общество переходит от одной формации к другой. Но по дороге терялось что-то самое важное. Например, так называемый «азиатский способ производства», о котором Маркс, обмолвился, что этот способ может всплывать и внутри любой другой формации, сводя на нет всякие цивилизационные достижения. В СССР он как раз и процветал как «эксплуатация без образования собственности» на разных этажах тогдашней жизни — от эксплуатации труда заключенных до отправки студентов «на картошку». Чтобы трудящиеся не задумывались, об этом ключевом виде общественного устройства ничего и не говорили.
Но еще хуже обстояло с теорией идентичности, которая называлась, правда, другим иностранным словом — нация. Нации Сталин приписал четыре признака: общность языка, территории, экономической деятельности и характера, причем последний признак воплощался в культуре. Полемическую брошюру под названием «Марксизм и национальный вопрос» Сталин опубликовал в 1913 году — по следам бурных дебатов в парламентах доживавших последние годы империй о правах национальных меньшинств. Рассматривая эти империи с высоты птичьего полета, Сталин опирался на теоретические построения ученых иностранцев, не добавив от себя ни строчки. Это было понятно: главным для него, как и для Ленина, было понятие народной массы и класса, а не отдельно взятого человека или группы людей. Вот почему понятия личности для него попросту не существовало. Ни в богословском смысле — он был атеистом, ни в социальном — любым человеком можно пренебречь, когда дело идет о классовых интересах народных масс.
Но поскольку в практическом смысле с этими массами и классами приходилось взаимодействовать, а никакая идеология не могла бы распространяться без языка, Сталин и ставит на первое месте в списке признаков нации язык. Хотя ни логического, ни исторического обоснования для выделения этого признака нации не было уже тогда: от Швейцарской Конфедерации до многонациональных и многоязычных колоний в Азии — слишком многое опровергало злосчастную универсальную теорию вождя.
Читать дальше по ссылке в блоге.