Yevgeniya Leshchinskaya. Я вот о чем подумала…

(Размер шрифта можно увеличить, нажав на Ctrl + знак «плюс»)
Я вот о чем подумала. Помните сказку про мужика перед судьбоносным камнем, на котором написано: направо пойдешь – одно найдешь, а налево – совсем другое? Так вот, никакая это не сказка, а самая настоящая быль. Наши, можно сказать, реалии. Вы не замечали, как от каких-то буквально пустяков, одного шага в ту или иную сторону, меняется весь жизненный маршрут ?!
Вот история в качестве аргумента. У меня есть родственник, родства с которым я так никогда и не установила. Ну, что-то вроде двоюродного племянника покойной жены второго мужа нашей тети. Условный Илюша. Жил он в маленьком провинциальном городишке и регулярно приезжал в Москву за продуктами. Останавливался, естественно, у нас. А у нас, надо сказать, постоянно обитала разнообразная родня или друзья этой родни. Многих идентифицировать было невозможно. Но папа никому никогда не отказывал, всех приглашал и всем доставал дефицит в промышленных масштабах. У папы были всякие блаты в продуктовых магазинах, а у неопознанной родни были жены, дети, внуки и все поголовно хотели есть. А в какой-нибудь Энской области еды не было, как факт. Была, наверное, только та, которая могла расти в огородах. Но городские выращивать сельскохозяйственный продукт не умели. Не говоря уже о таких запредельных чудесах, как сгущенка в синих банках или растворимый кофе. Но им тоже отчаянно хотелось побаловать детей, а то и шикануть перед гостями. Вот они и тянулись гуртом в Москву, прямо в нашу кватиру. Не на вокзале же им было жить! Да на вокзале, сказать по чести, могли и грабануть, реквизировать с боями вырванную тушенку.
Ну, значит, родственник. Условный Илюша. Тихий такой ИТР. Кто не помнит аббревиатуры, перевожу: инженерно-технический работник. Этих итээров, малооплачиваемых и малоперспективных, советские институты штамповали пачками. Вот одним из них и был наш родственник. Где-то он там стоял за кульманом, или перебирал какие-то бумажки, и жизнь его казалась навеки устоявшейся и однообразной, как главная улица провинциального городка. Она всегда была улицей Ленина. Еще там был обязательный райком партии с одной стороны и солидный ресторан «Встреча» с другой. И туда, и туда пускали далеко не всех. Но люди в целом привыкли, потихоньку существовали, учились, работали, женились, рожали, в субботу ходили в кинотеатр «Прогресс», ездили в отпуск в профсоюзный профилакторий «Ласточка», и все было вроде ничего. Жить-то можно. Но несколько раз в году случались почти сказочные превращения. Это все семейство снаряжало Илюшу на промысел, на добычу еды. И он садился в поезд с пустыми вещмешками и ехал в Москву, к своей любимой родне, то есть, прямехонько к нам. Он обожал эти путешествия, стук колес, многоголосый московский вокзал. Каждая поездка — незабываемая история с впечатлениями, эмоциями, встречами и прочим разнообразием чувств. К тому же была цель. А Илюша оказался человеком очень целеустремленным. Из Москвы он всякий раз отбывал, набитый под самую завязку колбасными кругами, сырными пластами и банками с мясным фаршем. Он не только любил Москву, но исходил весь город вдоль и поперек, причём пешком. Знал такие закоулки, куда я никогда не забредала, хоть и прожила здесь всю жизнь. Просто не было повода. А у Илюши повод находился всегда. Потому как время от времени из магазинов вдруг выкатывались продуктовые тележки. И с этих прилавков на колесах велась точечная, внезапная торговля каким-то ценным товаром. Например, окаменевшими куриными ногами. Поэтому Москву надо было знать хорошо и не упустить момента. Илюша умудрялся с каждой прогулки притаскивать харчи. Мы только диву давались – вот ловкий парень ! Продукты складировались на балконе. В холодильник не влезали.
И вот однажды Илюша прибыл к нам ровно в день смерти какого-то Важного Партийного Члена. А может тогда помер дорогой Леонид Ильич, сейчас точно не вспомню. Помню только, что мы нашему гостю посочувствовали: не повезло. Москву скорее всего перекроют, торговля тоже будет скорбеть. Уедет не солоно хлебавши. Но надо было знать Илюшу. Буквально на следующий день он притащился с охоты, увешанный, как пальма, бананами. Тут все просто обалдели. Бананы – это вам не шутка ! Мой папа выдал Илюше картонный ящик для хранения сокровищ , плюс всякие тайные адреса, куда наш родственник должен приходить и говорить, допустим:
— Вам билетер требуется ?
-Был нужен, да уже взяли.
-Может, и я на что сгожусь ?
-Может, и сгодишься.
После чего ему из потаенных закромов выдадут брус масла или шмат мяса. Особая и отдельная наука — довезти все это до города Эн, Энской области в поезде, чтобы оно не потекло и не протухло. Я не знаю точно как, но наука эта была освоена в совершенстве.
Папа оставил Илюшу на хозяйстве, потому что ему самому нужно было срочно уезжать. Илюша обычно прибывал не тогда, когда всем удобно, а когда давали отгулы и получалось достать билет на поезд. Это не всегда совпадало с жизненными планами нашей семьи. Но тут уж ничего не попишешь.
Короче говоря, расклад был такой. Пустая квартира, хорошие папины напитки в баре. Плюс дареная пачка сигарет Филипп Моррис в пластмассовой забугорной коробочке с коричневой крышкой. Ну, вы понимаете. Тем же вечером ко мне подвалила компания друзей. В какой-то момент, в ночи, один из гостей вышел на балкон покурить. И наткнулся на ящик с бананами.
-Чуваки,-завопил он,-гляньте, как люди живут!
Народ вереницей потянулся на голос и стал разбирать бананы. Оказалось, вполне приличная закусь.
Короче, к тому моменту, когда Илюша пробудился ото сна, от его бананов не осталось даже запаха. Взглянув в глаза этого несчастного человека, все поняли, какие же мы сволочи. Подлюки. Но как загладишь вину? Правда один из злостных едоков, в миру художник-абстракционист, предложил дрогнувшим голосом :
— Старик, хочешь я нарисую тебе натюрморт ? Вазу с ананасами. И они будут всегда с тобой.
Но Илюша был безутешен. Он даже не стал завтракать, а собрался и поехал на ту же улицу, где вчера пять часов толкался за своими бананами в очереди. Вдруг опять повезет?
А дальше было вот что. Приехал в район Кропоткинских переулков. Видит — он не один. Вон, народ в очереди с ноги на ногу переминается. Значит, сейчас начнется торговля. Ура! Простоял где-то час, стал спрашивать у людей, мол, когда уже товар подвезут, не знаете ? А народ какой-то малоразговорчивый и хмурый. Что на москвичей мало похоже. Один мужик говорит:
-Стой и помалкивай. Скоро.
И вот, откуда ни возьмись, появляется тетка, которая всей очереди раздает какие-то талоны. Илюша смотрит, а там по-английски написано. Ну, москвичи дают! Теперь у них заграничных продуктов без знания языков не купишь. А тетка скомандовала всей очереди: ровно в это же время, послезавтра. И испарилась. Вместе с очередью.
— Так что, послезавтра поеду туда опять,-говорит Илюша.–За бананами. Вон у меня на талоне и номер стоит, 57. Это не очень долго, часа может два, не больше.
А я думаю про себя: как-то странно, ну не верится, чтобы наш торговый сервис поднялся до таких высот. Дай, говорю, глянуть талончик.
Посмотрела -у меня шары из орбит полезли. Талон на получение австралийской анкеты на ПМЖ. Кропоткинская! Там же рядом австралийское посольство!
-Илюша, -спрашиваю его я, — ты хоть знаешь, что это такое?
И возбужденно объясняю. А он разочарованно тянет:
-Значит, бананов не будет ?
Ну тут я ему искренне пообещала:
-Будут там тебе и бананы, и фиги с финиками, и кенгуру. И все без очереди!
Короче, получил-таки Илюша анкету. Причем, еще и идти отказывался, некогда ему, видите ли, было. Его с мешком гречки где-то ждали. Так я его конвоировала, чтобы не утёк. Потом без особых проблем прошел собеседование, им как раз нужны были инженеры его профиля. И вот уже больше тридцати лет живет в городе-герое Мельбурне. Двое деток. Большущий дом. Хорошая работа. Сад-огород. Вот без этого Илюша никак не может. Растит сливы-яблоки, огурцы-помидоры и по емейлу мне фотки урожая сбрасывает. А еще обожает путешествия. Каждый год в круиз. Пару лет назад мимо Сан –Франциско проплывал. У парохода стоянка, так он с женой ко мне в гости заскочил. Привез в подарок меховые тапочки. Посидели, тяпнули за встречу, и они дальше поплыли.
А я подумала, до чего тоскливо могла бы сложиться Илюшина жизнь в городе Эн, Энской области, не сожри мы тогда его бананы.

2 комментария для “Yevgeniya Leshchinskaya. Я вот о чем подумала…

  1. Очень жизненно!
    Таких, как Ваш Илюша, у нас(!) в Мельбурне, наверное, каждый второй.
    Ну, конечно, кроме одесситов и торгашей. Те и другие — особая статья.

    А вот относительно городских не умевших ничего в деревне — полное несоответствие действительности тех ужасных лет. Есть тому сотни примеров. Голод не тётка.
    Как говорится, за милую душу, до седьмого пота, вскапывали отведённый огород, сажали всё семенное, что могли, особенно картошку, которую иногда делили на две, а то на три, части с подходящими глазками. Была возможность — заводили кур, а то и поросёнка. И справлялись прекрасно!

  2. Yevgeniya Leshchinskaya

    Я вот о чем подумала. Помните сказку про мужика перед судьбоносным камнем, на котором написано: направо пойдешь – одно найдешь, а налево – совсем другое? Так вот, никакая это не сказка, а самая настоящая быль. Наши, можно сказать, реалии. Вы не замечали, как от каких-то буквально пустяков, одного шага в ту или иную сторону, меняется весь жизненный маршрут ?!
    Вот история в качестве аргумента. У меня есть родственник, родства с которым я так никогда и не установила. Ну, что-то вроде двоюродного племянника покойной жены второго мужа нашей тети. Условный Илюша. Жил он в маленьком провинциальном городишке и регулярно приезжал в Москву за продуктами. Останавливался, естественно, у нас. А у нас, надо сказать, постоянно обитала разнообразная родня или друзья этой родни. Многих идентифицировать было невозможно. Но папа никому никогда не отказывал, всех приглашал и всем доставал дефицит в промышленных масштабах. У папы были всякие блаты в продуктовых магазинах, а у неопознанной родни были жены, дети, внуки и все поголовно хотели есть. А в какой-нибудь Энской области еды не было, как факт. Была, наверное, только та, которая могла расти в огородах. Но городские выращивать сельскохозяйственный продукт не умели. Не говоря уже о таких запредельных чудесах, как сгущенка в синих банках или растворимый кофе. Но им тоже отчаянно хотелось побаловать детей, а то и шикануть перед гостями. Вот они и тянулись гуртом в Москву, прямо в нашу кватиру. Не на вокзале же им было жить! Да на вокзале, сказать по чести, могли и грабануть, реквизировать с боями вырванную тушенку.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий