Sara Bu

Loading

В защиту дня Колумба стоит сказать нечто более весомое, чем «эти левые %№*&$ вечно переписывают нашу историю с точки зрения жертв, а не достижений цивилизации». Это так себе аргумент. Историю переписывают столько, сколько есть история. Лучший аргумент в защиту этого дня содержится в книге, о которой большинство из вас наверняка слышало. Эта книга повсеместно считается серьёзным достижением в понимании истории общества. Более того, она очень любима слева, поскольку разрушила — по крайней мере попыталась и немало преуспела — расово-ориентированные теории человеческой истории. Книга выиграла Пулитцеровскую премию и множество других наград. Называется она «Guns, Germs, and Steel», автор Джаред Даймонд, и про день Колумба там (кажется) ни слова.

Книгу стоит прочитать — в ФБ посте я вряд ли смогу достойно её представить. Вкратце, «Микробы, ружья и сталь» утверждает, что основными движущими силами истории были не раса и не культура, а факторы окружающей среды. Развитие цивилизаций формировали такие факторы как географическое положение, природные ресурсы, полезные ископаемые (железная руда например), плодородие почвы и наличие культивируемых растений и животных. Oбщества, которые развили производство продуктов питания, сначала вышли за рамки охоты и собирательства, а затем продолжили развивать религию, оружие и способность путешествовать по суше и морю. Эти общества смогли завоевать другие культуры именно благодаря своему форсированному производству продуктов питания.

Даймонд приводит в пример евразийские цивилизации, которые стали самыми могущественными в мире благодаря трем важнейшим компонентам: оружию, микробам и стали. Но сначала у них были пшеница, рожь, рис, лошади и широченный континент, по которому много веков гуляли те самые микробы. У жителей других континентов ничего подобного не было, особенно не повезло австралийским аборигенам. Эволюция и централизация в том виде, в котором она произошла в Евразии, на других континентах произойти просто не могла.

За деталями отсылаю вас к Даймонду. За полемикой по поводу тех или иных его тезисов — куда-нибудь ещё. По большом счету, глобально, он прав. Евразийская цивилизация была невозможна в Австралии, даже если бы средний IQ аборигенов был 150. Ей неоткуда было взяться, природные ресурсы не позволяли. «Жуй кокосы, ешь бананы» хорошо только в песенке, ты попробуй без злаков, скотины и железной руды цивилизацию создать.

День Колумба — это день глобализации. Самой примитивной такой, доиндустриальной. День Колумба — это день, когда мы празднуем тот факт, что блага евразийской цивилизации, которые достались нам по счастливому стечению природно-географических обстоятельств, распространились по тем частям света, у которых не было других шансов. И да, это включает в себя микробы, если посмотреть на это с точки зрения эволюции. Никто, очевидно, не радуется вымиранию 90% некоторых индейских племён, но это должно было произойти. Население Европы вымирало пусть не на 90%, но на 65-70% точно больше одного раза.

Вообще разница в восприятии внутриконтинентальных, внутрирасовых проблем и тех же проблем, но в контексте колониализма, — это отдельная интересная тема. Возьмём негуманное (мягко говоря) обращение с аборигенами. Когда мы были в Греции, экскурсовод рассказала следующее: одним из основных источников стресса в Древней Греции был страх рабства. В любой момент тебя могли захватить и отвезти в рабство. Причём шансы были отнюдь не маленькие, рабов захватывали повсеместно и после практически всех войн и сражений. Других континентов у них не было, доили соседей. Другой пример: все евреи знают про восстание Бар-Кохбы в начале нашей эры. В не-еврейских источниках это восстание знаменито тем, что, когда его подавили, в рабство отправили такое количество евреев (сотни тысяч, источники расходятся), что рынок рабов обвалился по всему региону. Демпинг такой. Судьбу большинства рабов во втором веке надо описывать?

Рабство цвело в Европе и на Ближнем Востоке веками, причем обходились одним цветом кожи.

Вообще рабовладение — мы это на уроках истории проходили, помните? — было общественно-экономической формацией, естественной в контексте места и времени. Самой выгодной на данный момент. Верхи не могли, низы не хотели… или наоборот.

В России крепостное право цвело до середины 19-го века, и крепостные были белыми христианами, потому что, опять же, когда Африка далеко, просто доят соседей. И ладно бы только феодализм и рабство; уже в 18-19-м веке рабочие в шахтах глотали уголь по 16 часов в день, шесть дней в неделю и умирали пачками в результате несчастных случаев, а кто нет, тот в 30 с чем-то от болезней и истощения. Ок, их не били, но в остальном эта жизнь мало чем отличалась от жизни на каменоломнях в каком-нибудь Египте. Вся наша история напичкана жестокостью и негуманностью, по жабры.

И это в мирное время. А были же ещё войны по три раза на дню. Что творили в Европе, в Азии и на Ближнем Востоке по отношению к захваченным народам, никому рассказывать не надо.

Это наша история и наша цивилизация. Другой нет. Её привезли, уж какая была, на другие континенты, где местные не то чтобы сами были парагонами гуманизма. Потому что — смотри выше — кто-то должен ломать спину, а уж кто, мы найдём и теорию подгоним. В Индии веками все были плюс-минус одинаковыми, одни гены, одна религия. Так они касты придумали. Гениально, я считаю.
Расизм во всём этом играет очень второстепенную роль; печальная правда заключается в том, что человеческая натура, она как та песенка: была бы водочка, а повод мы всегда найдём. Найдём, не сомневайтесь. Гуманизма до относительно новой, считай новейшей, истории, просто не существовало. И даже когда он возник, когда идея гуманизма стала популярной… я даже не знаю, что по этому поводу сказать, кроме того, что Холокост случился после. Порабощение немцами соседей-христиан во время Второй Мировой тоже случилось после.

Историю, безусловно, надо знать, но страдать по индейцам 15-го века, как и евреям 2-го, чеченцам 19-го, корейцам… вы представляете длину этого списка? Почему мы отделяем межрасовые страдания от внутрирасовых? Нет никакой разницы.

Но вернёмся ко дню Колумба. Страдания и угнетения никто не празднует. Но и выделять их не стоит, это побочка всей истории на всех континентах, и как бы жестоко это ни звучало, это просто факт.

А празднуем мы то, что все евразийские географические и природные блага, благодаря некоторым отчаянным и предприимчивым людям, распространились по планете. Что география больше не приговор. Что цивилизацию можно построить, где угодно. Что остальные континенты вылезли из эволюционного тупика. Что мы все теперь живём на одной планете, пользуемся природными благами всей планеты, любуемся красотами всей планеты. День Колумба — повод порадоваться всей этой нашей diversity во всех проявлениях.

Это не праздник левых или правых, это праздник круглости земли. Колумб — просто символ, хотя он, конечно, знаковая фигура в истории. Те, кто вместо того, чтобы радоваться тому, что Евразия поделилась накопленным историческим капиталом с миром, бегает со своими обидками 500-летней давности, просто дураки. Тоже не левые и не правые, а просто дураки.

Один комментарий к “Sara Bu

  1. Sara Bu

    В защиту дня Колумба стоит сказать нечто более весомое, чем «эти левые %№*&$ вечно переписывают нашу историю с точки зрения жертв, а не достижений цивилизации». Это так себе аргумент. Историю переписывают столько, сколько есть история. Лучший аргумент в защиту этого дня содержится в книге, о которой большинство из вас наверняка слышало. Эта книга повсеместно считается серьёзным достижением в понимании истории общества. Более того, она очень любима слева, поскольку разрушила — по крайней мере попыталась и немало преуспела — расово-ориентированные теории человеческой истории. Книга выиграла Пулитцеровскую премию и множество других наград. Называется она «Guns, Germs, and Steel», автор Джаред Даймонд, и про день Колумба там (кажется) ни слова.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий