Как Н. Ге приглашали для росписи храма Христа-Спасителя

Приглашая Н. Ге к участию в росписи Храма (1875) организаторы направили ему требования к изображению Спасителя:

Г. Профессору Ге. Изображение «Се Человек»

В этой картине представлена одна фигура Спасителя и только в воздухе, … в картине «Се человек», должен быть изображен Христос один. – Так как эта картина помещается в Алтаре, то есть в Святая Святых, то изображение Пилата и евреев были бы, совершенно излишни. Христос в терновом венце, в багрянице, с оголенной грудью и руками, с кровавыми каплями на лбу и с видом человеческого изнеможения, после сделанного Ему в Претории истязания (бичевания).
Это изображение помещается рядом с изображением «Се человек» и тоже в Алтаре – поэтому не нужно изображать евреев, воинов и др., а следует представить, только Христа, изнемогшего под тяжестью возложенного на Его плечи Креста, знамения Его казни. При этом может быть представлен, только, Симон Киринейский и одна или несколько жен, которые плакали об Иисусе и которым он сказал: «Дщери Иерусалимские! не плачете обо Мне, но плачете о себе и о детях Ваших» (Еван. Луки).
Эти два события совершились в 3-м часу дня. Желательно, чтобы Христос, везде изображен был с одинакими чертами лица и согласно описанию Лентула, которое здесь и прилагается.

Христос вида величественного и есть таков: кто Его лишь увидит, то ощутит в себе вдруг к нему почтение, смешанное со страхом. Он отменно строен, волосы Его цвета ореха зрелого, гладки до ушей, а от оных до низу кудреваты. Они крепки и блестящи, простираются до плеч, посреди головы разделяются на обе стороны, по обычаю Назареев; лоб ровный не имеющий морщин, так как и все лицо Его чисто и на оном нет никаких пятен; украшено оно благородным выражением; нос и рот хорошо расположены; бороду имеет такого же цвета как и волосы на голове, густую, но не долгую, раздвоившуюся на конце;
Его взгляд тих, заключает в себе важность человека совершенного; глаза Его небесного цвета, пронзительные и острые; Он весел без нарушения Своего величества; никто не видал Его смеющимся, но часто видели плачущим; Его руки приятно вида (правильные античные). Одним словом весь вид Его отменнее всех сынов человеческих и в нем видна истина, в коей нет лести.

Художники должны обратить особенное внимание на изображение лица Спасителя. Во всех картинах находящихся в алтаре: Тайной вечери, Молении о чаше, Се Человек, Несении Креста, Распятии, Снятии со креста, Положении во гроб, изображении Христа Великим Архиереем; в иконостасе: в Крещении, Вшествии во Иерусалим, Преображении, Вознесении, Сошествии во Ад и в прочих местах Храма, – лик Господа должен иметь сходство то есть быть одним и тем же ликом, разумеется с различными изменениями в выражении, смотря по событию и моменту действия, изображаемому картиною. Такое же сходство должно сохранить и в изображении Богоматери. Сходство лиц и одеяний требуется и в изображении Апостолов: Иосифа, Никодима, Марии Магдалины и Марии Иосифовой.


Из истории несостоявшегося заказа росписей в храме Христа Спасителя
Публикация С.А. Подстаницкого


НО ИСТОРИЯ С ЭСКИЗОМ ИМЕЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Выполненный Ге эскиз представлен на рисунке и не вызвал претензий,  но заказ не состоялся из-за финансовых разногласий — однако Ге еще раз вернется к этому сюжету в 1890 году и тут- разразится скандал:
«Особую неприязнь картина вызвала у властей. Разгорелся конфликт, который вылился в запрет на экспонирование его картин. Особую ярость вызвала именно картина «Что есть истина? Христос и Пилат». Её сняли с ХVIII выставки передвижников по приказу санкт-петербургского градоначальника, а Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев высказался о картине, как о профанации Евангелия.
— Социалист в самом неприглядном костюме и с всклокоченными волосами, — так описал Христа в картине издатель и журналист того времени Александр Суворин.

БР — а ведь и правда, никакого соответствия с требованием к изображению Спасителя «Он отменно строен, волосы Его цвета ореха зрелого, гладки до ушей, а от оных до низу кудреваты. Они крепки и блестящи, простираются до плеч, посреди головы разделяются на обе стороны, по обычаю Назареев; лоб ровный не имеющий морщин, так как и все лицо Его чисто и на оном нет никаких пятен; украшено оно благородным выражением; нос и рот хорошо расположены; бороду имеет такого же цвета как и волосы на голове, густую, но не долгую, раздвоившуюся на конце» — а на картине истерзанный Иисус со всклоченными волосами, грязной одеждой с пятнами крови!

… Когда Н.Д. Ильин — присяжный поверенный и взялся организовать показы картины Ге в Европе и Соединённых Штатах Л.Толстой и написал восьмого августа 1890 Кеннану письмо, чтобы тот обратил внимание на картину, которая, по мнению Толстого, составляет эпоху в истории христианской живописи, и он просит содействовать пониманию её американской публикой:
«Достоинство картины, по моему мнению, в том, что она правдива (реалистична, как говорят теперь) в самом настоящем значении этого слова. Христос не такой, какого бы было приятно видеть, а именно такой, каким должен быть человек, которого мучили целую ночь и ведут мучить (снова). И Пилат такой, каким должен быть губернатор теперь в ….. и в Массачусетсе» https://proza.ru/2023/01/07/587

Добавить комментарий