ВЫПИСКИ. Марк Поповский. Переделкино 19.01.63.

Марк Поповский. Переделкино 19.01.63.

Пили чай в комнате Александры Яковлевны Бруштейн. А.Я. — очень древняя и одновременно очень душевно юная женщина. Человек доброты необыкновенной (это чувствуется и по ее книгами — «Дорога уходит вдаль» и др.). Говорили о Солженицыне («Один день…»). Ее царапнул образ Цезаря Марковича. Два раза рисковал для него Иван Денисович и в благодарность получил два кусочка колбасы и две печенюжки.
**
Раскин говорит: «М. Шолохов первое что спросил о Солженицыне — какой национальности автор». Шолохова тоже эта сцена затронула. Очевидно, показалось, что Цезарь слишком добрым показан. Два ломтика колбасы представились Шолохову целым богатством.
**
ПРО АЛЬШИЦА
Александр Яковлевна рассказывала про ученого-историка Альшица (его пьеса «…опаснее врага» недавно появилась в театрах [Альшиц Даниил Натанович (1919-2012) — советский и российский историк, прозаик и драматург, участник Великой Отечественной войны, арестован в 1949 году управлением МГБ по Ленинградской области по обвинению в антисоветской агитации, осужден на 10 лет ИТЛ, освобожден и реабилитирован в 1955 году — прим. Прожито]. Альшица посадили в 1949-м после того, как он открыл правку «Ивана Грозного» на царской биографии. Очевидно, увидели аналогию. 

БР-Вот его знаменитое стихотворение
Скольких надо нанять,
Чтобы нас охранять?
Это мало — свирепых карателей,
Палачей, стукачей, надзирателей.
Чтобы нас охранять,
Надо многих нанять,
Но, прежде всего, — писателей!


Альшиц рассказывал Александре Яковлевне историю группы евреев в лагере. 

Один еврей молился. Над ним беззлобно посмеивались. Подходили к нему молиться и другие евреи. 
Русский парень отгородил молящихся барьерчиком — сделал «синагогу». 

Потом приехали бендеровцы. Заговорили о предстоящем погроме.
Когда в газете 13 января 1952 года появилось сообщение о врачах-отравителях, в барак пришли пятеро: старший бердеровец и четверо телохранителей. 

«Газету читали? — спросил бендеровец у испуганных стариков-евреев, — Если бы все это было правдой, то сегодняшний день стал бы днем вечной дружбы между украинцами и евреями. Но это — липа. Брататься не станем, но и погрома не будет». С тем и ушли.
**
Ал-ра Як. рассказала о Каплере, которого перебрасывали в другой лагерь. Он написал пять записок домой и выбросил их из вагона. Из пяти попавших в лужу, унесенных ветром в степь и под ноги группе чекистов дошло …. Пять.


https://corpus.prozhito.org/note/460298

Добавить комментарий