Владимир (Зеев) Гоммерштадт Восхождение

        19 кислева отмечается Новый год хасидизма (3-го декабря в этом году). 5559 года от Сотворения мира (1798 год) Рабби Шнеур-Залман (Алтер Ребе) был освобождён из Петропавловской крепости. Рабби Шнеур-Залман из Ляд (ивр. ‏רבי שניאור זלמן מלאדי‏‎), 1745, Лиозно Речь Посполитая — 1812, с. Пены, Беловская волость, Курская губерния, Российская империя.  Каббалист, основатель хасидского движения Хабад.
Хабад яляется одной из крупнейших хасидских групп и еврейских религиозных организаций в мире, основана в 1775 году раввином Шнеур-Залманом. Название «Хабад» (חב״ד) представляет собой аббревиатуру, образованную из трех слов на иврите — Хохма, Бина, Даат (חכמה, בינה, דעת): «Мудрость, Понимание, и Знание », которые представляют интеллектуальную основу движения. Название Любавич происходит от города Смоленской губернии, в котором с 1813 по 1915 год проживала доминирующая линия. В 1930-х годах шестой Ребе Хабада, раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон, перенес центр движения Хабад из России в Польшу, после начала Второй мировой войны он перенес центр движения в США.
                                     Как попал Рабби Шнеур Залман в Петропавловскую крепость Санкт-Петербурга и почему был освобожден.
       Весной 1772 года Виленская община, самая большая и важная Израильская община Восточной Европы, объявила войну с хасидами.  Почему виленская община посвятила войну хасидам? Какую роль в этой кампании сыграл раввин Элияху Ха-Гаон из Вильно? И вот основные моменты: хасиды отошли от общества и основали свои миньяны. Хасиды изменили текст молитвы и вместо «текст» Ашкеназа, «что было принято среди восточноевропейских евреев на протяжении поколений, они приняли Текст Хара, одного из величайших каббалистов Цфата шестнадцатого века. Виленская община написала донос в Санкт-Петербург: Рабби Шнеур Залмана называют Мессия. Полиция доставила Рабби в Петропавловскую крепость. Он был арестован  и провел за решеткой 53 дня, пока власти не убедились в его невиновности. Есть глубокая разница между тем, как Рабби Шнеур-Залман проповедовал хасидизм до своего заключения в Петропавловскую крепость – и после освобождения.
       Историк Шмуэль-Аба (Самуил) Городецкий (1871, Малин, Киевская губерния – 1957, Тель-Авив) был потомком раввинов и хасидских цадиков. В юношеском возрасте прочел многотомное исследование Устной Торы Айзика-Гирша Вайса (1815– 1905) «Еврейские поколения и их законоучители».                                                     https://lechaim.ru/academy/rabbi-shneur-zalman/
Миротворец  Р. Шнеур-Залман призывал своих хасидов дружески относиться ко всем евреям. Он, в частности, писал: Это послание посвящено вопросу о ссорах и беспричинной ненависти. Всякий человек, сердце которого проникнуто страхом Б-жьим, и кто заботится о выполнении Его заповедей, должен всеми средствами избегать того, чтобы стать причиной ущерба ближнему, хотя бы в самой ничтожной степени. В этих посланиях я прикладываю все мои силы к тому, чтобы пробудить в сынах Израиля предписанные нам качества.
        В 1812 году наполеоновские войска пошли в наступление на Москву через Белоруссию, а потом через нее же отступали.  В той войне Ребе из Ляд занял сторону императора Александра, вот что писал Ребе тогда р. Мойше Майзелю[13]:
 если победит Бонапарте, умножится богатство Израиля и будет ему почет, но вместе с тем отделится сердце народа от Отца Небесного. Если же победит наш владыка Александр, умножится нищета Израиля, но сердца Израиля станут крепче привязаны к Отцу Небесному. Р. Шнеур-Залман также говорил: «Основа еврейской религии может во всей силе сохраниться только под властью Его Величества Императора, ибо он верит в единство Всевышнего и искренне желает блага слугам Всевышнего и стремится поддержать еврейскую веру». Наполеон же, наоборот, «есть олицетворение Сатаны, он  стремится лишь ко всему, что противостоит милости Всевышнего  его гордыня и уверенность в своей мудрости и силе, уверенность в своем таланте полководца. Но даже когда он стоит на вершине славы своих побед, стоит помнить, что именно о таком пишет пророк (Овадья, 1:4): “Если даже ты взлетишь высоко, как орел, и среди звезд устроишь гнездо свое, то и оттуда Я низрину тебя, – говорит Г-сподь”. А про Хизкияу сказано (Дибрей а-ямим, 32:25): “За то, что возгордился в сердце своем”. Ведь всякий, кто в гордыне своей ставит все происходящее себе в заслугу и говорит: “Своими силами, собственными руками”, отрицает Провидение, и веру в Б-га.  Об этом сказано (Теилим, 52:9): “Вот герой, не считавший Б-га своею крепостью, а полагавшийся на великое богатство свое, коварство силой своей считавший. Низвергнет его Всевышний, кинет в бездну, чтобы явить всем, что Г-сподь дает силы и мощь».  
                                         Наполеон предоставил евреям гражданские права, но проводил политику ассимиляции.
  Русские генералы, расквартированные в тех местах,  при приближении французов  предложили рабби и его семье эвакуироваться во внутренние районы России. Сам престарелый рабби призвал домочадцев быстро собираться и немедленно оставить дом, говоря: «Лучше умереть, чем жить под его (Наполеона) властью. Пусть не увижу я горестей народа своего».   Он был уже стар и немощен, зимние морозы и тяготы пути были ему не по силам, но он не хотел оставаться и одного дня под его властью. Осенью 1812 года Рабби и его домочадцы – двадцать восемь человек, включая детей, — на двух телегах бежали. По совету генерала, стоявшего в Лядах, они сначала направились в Смоленск, но затем часто переезжали.  Так они скитались от города к городу. Перед Йом Кипур они прибыли во Владимир, и тогда же через Владимир бежал Сенат.  Они проехали через рязанские деревни, Тамбов, Орел, вплоть до Курска – всего 12 сотен верст. Дело было в начале зимы, при жутком морозе и голоде, с трудом доставали хлеб и воду. Это было страшное путешествие  и только покровительство помещиков спасало от бед. Так они прибыли в деревню Пены. Его начало рвать желчью, и за пять дней Раби  угас. На исходе Субботы, 24 тевета 1812 года он умер. После его кончины отвезли его в город Гадяч Полтавской губернии и там, на местном кладбище похоронили. Над могилой поставили добротное деревянное надгробие, соорудили кирпичную стену вокруг, как у могил его предков, и великие цадики приходят туда молиться в час беды своей».
На каменном надгробии Р. Шнеура-Залмана из Ляд выбиты следующие слова:

Здесь предан земле священный ковчег
Великого Б-жественного учителя,
скромного праведника,
святого и чистого. 
Венец Торы и источник мудрости –
справедливость Б-жию он творил, суд во Израиле,
многих отвратил он от греха.
Наш учитель и наставник
Шнеур-Залман сын р. Баруха (да пребывает в Раю) –
он возжелал святости и вернул Б-гу душу
на исходе Субботы 24-го дня месяца тевет
5574 года от Сотворения мира.



Добавить комментарий