#О Калике, его фильме «И возвращается ветер» и недобросовестных критиках

Фразой из Экклезиаста «Возвращается ветер на круги своя» назван фильм, в последних кадрах которого герой — сам Калик- возвращается на свою истинную родину Израиль — вот это возвращение, этот конец пути и возврат в свой дом и придаёт фильму библейский смысл возвращения в землю обетованную …


Это второй пост о Калике (первый см. https://blogs.7iskusstv.com/?p=93473), который, возможно, разверну в статью — но статья это еще когда, а ретроспективный показ фидьмов идет сейчас.


За последнюю неделю третий раз натыкаюсь (точнее просвещают) на статьи о Калике молодых журналистов (едва не написал, вспомнив Жванецкого «штуцерщиков») в связи с ретроспективным показом его фильма «Любить …»

Чем так их заинтересовал этот фильм понимаю с трудом — просто смотреть его для удовольствия могут лишь киногурманы, которые скорее просмотрят фильм дома, чем побегут в кинотеатр, разве что это тексты «на правах рекламы» — ну, не буду гадать, да и речь пойдет о другом фильме Калика «И возвращается ветер …», снятом в 1990 году, о котором авторы рецензий самого невысокого мнения.

В апреле 1964 в Комитете по Ленинским премиям решался вопрос о выдвижении на неё Солженицына.
Солженицына заболотировали и возмущённый Твардовский, описывая заседание, мимоходом заметил, что выступивший Герман Титов (космонавт номер 2) «с широкой улыбкой звездного брата заявил «нашему поколению это неинтересно!»» — вспомнил я это потому, что и сегодняшнему поколению (если судить по статье в ИК) пронзительный автобиографический фильм Калика о том — повторю себя-как советская власть мордовала своего еврейского сына только за его еврейство и вынудила его эмигрировать неинтересен.

О еврейской эмиграции начиная с 90-х было снято несколько отличных лент («Тема» Глеба панфилова, «Любовь» Валерия Тодоровского), но они — просто хорошее кино, а «Ветер» качественно другой уровень, который я бы сравнил с «Аммаркордом» Феллини.  

Калик определил свой фильм как «киномемуары» и смело смонтировал игровые и документальные кадры, да только многие игровые сцены документальны!- одна известная актриса узнав что скажем роль матери Вл.Старицкого играет Бирман бросила «тогда Грозного надо играть Михоелсу» (так через много лет Шолохов негодовал против публикации «Сталинграда» Гроссмана «кому поручили писать!»); этот эпизод Калик мог знать с детства, будучи в эвакуации в Ташкенте вместе с кинематографистом-отцом как раз во время съёмок там «Грозного» — эпизод в фильме Калика игровой, а основа и реплики документальные!

… В одной из лучших своих песен об отчем доме Галич (1973) емко и горько сказал о том, что вынудило тысячи евреев его покинуть; потом, при Горбачёве, счёт пошёл на сотни тысяч- но это будет потом, через много лет после выдавливания Галича (Аксёнова, Бродского, Копелева) из страны, которую они считали своей Родиной и покидать которую не хотели и это чувство прорывается в последних строках песни Галича:

«Не зови вызволять тебя из огня,
Не зови разделить беду.
Не зови меня!
Не зови меня…
Не зови —
Я и так приду!»

Это «и так приду» выдаёт то очень советское ощущение, что  Родину-мать (с большой буквы!) можно отделить от сажавших и изгонявших и спасать ее, свящённую, долг всех родившихся на этой земле — так в советское время герой на требование «положи партбилет на стол» отвечает «ты для меня не партия!».

Но Калик из другого теста, он прошёл лагерь и после фактического запрета «Любить …» внутренне порывает с Россией и «выбирает свободу» — и эти слова Галича созвучны другой его песне  

«За чужую печаль и за чье-то незваное детство
Нам воздастся огнем, и мечом, и позором вранья.
Возвращается боль, потому что ей некуда деться,
Возвращается вечером ветер на круги своя».

Этой фразой из Экклезиаста «Возвращается ветер на круги своя» назван фильм, в последних кадрах которого герой — сам Калик- возвращается на свою истинную родину Израиль — вот это возвращение, этот конец пути и возврат в свой дом и придаёт фильму тот библейский смысл возвращения в землю обетованную, который звучит в тосте «в следующем году в Иерусалиме!», что упорно не видят пишущие о фильме и что напрочь отсутствует в бытовых фильмах Панфилова и Тодоровского, конфликт в которых при желании разрешим в духе соцреализма на уровне секретаря парткома. 

Именно экзистенциальным стремлением к свободе и понимании того, что здесь все они если не рабы, то «угловые жильцы», как пел Галич, и делает историю, рассказанную в фильме , эпической и — в той или иной степени — общей для поколения, понявшего что «200 лет вместе» закончены. 

… О жизни евреев в СССР и борьбе за выезд из него написаны сотни книг, но после массовой еврейской эмиграции в России осталось порядка 150 тысяч евреев, да и те в большинстве люди пожилые и не нужно быть пророком, чтобы предсказать в ближайшие годы исчезновение еврейской диаспоры в России, а для молодого и не очень поколения и та жизнь и тот Исход (почище библейского) из страны «красного фараона», как назван Сталин в одной из книг, просто «ни о чем». 

И этим необразованцам можно втюхивать, что Калик «в фильме «И возвращается ветер» (1991) горько и зло изобразил московских сионистов, подтолкнувших его к отъезду и загубивших его карьеру.», как сказано в одной статье,- не власть в лице чекистов, впаявших 25-ти летнему студенту десять лет лагерей (Калик вспоминал, что его судил военный трибунал, штамповавший растрелы, но ему чудом дали лагеря), ни кинематографическое начальство, старательно мешавших работать и жить, а именно сионисты загубили карьеру, хотя  Калику сразу по приезде в Израиль был выписан невиданный аванс на постановку картины и в Израиле он вполне успешно работал-преподавал и снимал видовые и рекламные ролики.   

Конечно, массовому российскому зрителю, вскормленному на «Терминаторе» и «пиратах Карибского моря» фильмы Калика неинтересны, да только и «киноэлита», публикующаяся в блогах с тысячами подписчиков, ИК и «Коммерсанте» не лучше, хоть и щеголяет терминами и фамилиями, а во многом хуже, сознательно сея ложь.
Но может это не сознательная ложь, а невежество или дурной вкус? 

Не знаю и знать не хочу, только почти через два десятилетия после выхода фильма Калик сказал в одном интервью «В лагере я прочитал в одной книге, что Господь посылает тяжелейшие испытания тем, кого любит (это было сказано о теракте, после которого Калик оказался в больнице-БР). Но я ни разу не пожалел, что приехал в Израиль, и чувствую, что здесь – мое место».

 

Добавить комментарий