Вопрос, кто развязал Вторую мировую воину, обострился в последнее время. Многие справедливо считают началом Второй мировой войны Мюнхенские соглашения, Октябрь 1938г. Марк Солонин называет причину конфликта: Судетский кризис,- но Солонин пытается приписать Сталину ответственность за Мюнхенские соглашения на том основании, что Сталин проповедовал мировую революцию. Не нужно приписывать Сталину то, к чему он не имеет отношения. Хрущёв снёс бюсты Сталина, переименовал Сталинград в Волгоград; когда снесли бюсты Ленина, распался Советский Союз. Судетский кризис можно считать краеугольным камнем мировой истории. Гитлер потребовал вернуть Судетскую область в состав Германии на том же основании, как Эльзас и Лотарингия перешли в состав Франции; большинство населения Судетской области говорило по-немецки, Эльзас и Лотарингия частично говорили по-французски. Версальский договор престал существовать, это открыло Гитлеру дорогу к развязыванию Второй мировой войны.
Обратимся к публикациям Wikipedia.
Хотя британцы и французы были довольны, британский дипломат в Берлине утверждал, что вскоре после встречи с Чемберленом Гитлер яростно сказал: «Господа, это была моя первая международная конференция, и я могу заверить Вас, что это будет моя последняя» В другой раз его услышали, сказав о Чемберлене: «Если когда-нибудь этот глупый старик снова вмешается со своим зонтиком, я пну его и прыгну ему на живот перед фотографами» [45] [46 ] [47] В одном из своих публичных выступлений после Мюнхена Гитлер заявил: «Слава Богу, у нас нет зонтичных политиков в этой стране».
Гитлер чувствовал себя обманутым из-за ограниченной войны с чехами, на которую он нацеливал все лето. В начале октября пресс-секретарь Чемберлена попросил публично заявить о дружбе Германии с Великобританией, чтобы укрепить позиции Чемберлена в стране. Вместо этого Гитлер выступил с речами, осуждающими «вмешательство гувернантки» Чемберлена. [50] В августе 1939 года, незадолго до вторжения в Польшу, Гитлер сказал своим генералам: «Наши враги — люди ниже среднего, а не люди действия, не хозяева. Это маленькие черви. Я видел их в Мюнхене».
Соглашению в целом аплодировали. Премьер-министр Франции Эдуард Даладье не верил в то, что европейская война была оправдана, «чтобы сохранить три миллиона немцев под чешским суверенитетом». Но тот же аргумент применим к Эльзасу-Лотарингии — вопреки союзу Франции и Чехословакии против немецкой агрессии. Опросы Gallup в Великобритании, Франции и США показали, что большинство людей поддержали соглашение. Президент Чехословакии Бенеш был номинирован на Нобелевскую премию мира в 1939 году. [52]
Иосиф Сталин был расстроен результатами мюнхенской конференции. 2 мая 1935 года Франция и Советский Союз подписали Франко-Советский договор о взаимопомощи с целью сдерживания агрессии нацистской Германии [56]. Советы, заключившие договор о взаимной военной помощи с Чехословакией, почувствовали себя преданными Францией, которая также имела договор о взаимной военной помощи с Чехословакией [57]. Британцы и французы, однако, в основном использовали Советы как угрозу над немцами. Сталин пришел к выводу, что Запад активно вступил в сговор с Гитлером, вызывая опасения, что они могут сделать то же самое с Советским Союзом в будущем, что позволит разделить СССР между западными державами и фашистами. Эта вера привела к тому, что Советский Союз переориентировал свою внешнюю политику на сближение с Германией, что в конечном итоге привело к подписанию пакта Молотов-Риббентроп в 1939 году. [58]
Нобелевский лауреат Томас Манн взял на себя ответственность за защиту своей суррогатной родины, объявив о своей гордости тем, что он чехословацкий гражданин, и высоко оценил достижения республики. Он обвинил «Европу, готовую к рабству», написав, что «чехословацкий народ готов вступить в борьбу за свободу» и «Британскому правительству уже слишком поздно спасать мир. Они потеряли слишком много возможностей».
Чехословакия не была приглашена на конференцию. Они чувствовали, что их предали Великобритания и Франция. Чехи и словаки называют Мюнхенское соглашение Мюнхенским диктатом. Фраза «Мюнхенское предательство» также используется потому что военный союз Чехословакии с Францией оказался бесполезным. Демократическому чехословацкому правительству, получившему ультиматум от друзей и врагов, не оставалось ничего другого, кроме как принять диктат под протестом.
В 1938 году Советский Союз был в союзе с Францией и Чехословакией. В сентябре 1939 года Советский Союз оказался, по сути, союзником нацистской Германии из-за Мюнхена. Поэтому нацистская Германия могла начать Вторую мировую войну. [60] То, что Гитлер и Сталин сделали в 1939 году, существенно не отличалось от того, что сделали англичане и французы годом ранее, в результате Чехословакия и Польша больше не существовали.
До Мюнхенского соглашения решимость Гитлера вторгнуться в Чехословакию 1 октября 1938 года спровоцировала серьезный кризис в структуре немецкого командования. Начальник Генерального штаба генерал Людвиг Бек протестовал против начала мировой войны, которую Германия проиграет, и призвал Гитлера отложить запланированную войну. Гитлер назвал аргументы Бека против войны «kindische Kräfteberechnungen» («расчеты детской силы»). 4 августа 1938 года состоялось секретное собрание армии. Бек зачитал свой длинный доклад собравшимся офицерам. Все они согласились, нужно что-то делать, чтобы предотвратить катастрофу. Бек надеялся, что все они уйдут в отставку вместе, но никто не ушел в отставку, кроме Бека. Заменивший его генерал Франц Гальдер сочувствовал Беку, и они оба сговорились с несколькими высшими генералами, адмиралом Вильгельмом Канарисом (начальником германской разведки), и графом фон Хельдорфом (начальник берлинской полиции), чтобы арестовать Гитлера в тот момент, когда он даст приказ о вторжении. Этот план сработает только в том случае, если Британия выпустит строгое предупреждение и письмо о том, что будет бороться за сохранение Чехословакии. Это поможет убедить немецкий народ в том, что немцев ожидает поражение. Агенты были отправлены в Англию, чтобы сообщить Чемберлену о запланированном нападении на Чехословакию, и о своем намерении свергнуть Гитлера, если это произойдет. Предложение было отклонено британским кабинетом; cоответственно, предлагаемое удаление Гитлера не состоялось. [62] Мюнхенское соглашение сохраняло власть Гитлера, хотя сомнительно, был бы заговор более успешным, чем заговор генералов 1944 года. (Адмирал Канарис также участвовал).
Британское население ожидало неминуемой войны, и жест Чемберлена был сначала встречен с одобрением. Королевская семья встретила его как героя и пригласила на балкон в Букингемском дворце, прежде чем он представил соглашение британскому парламенту. В целом положительная реакция быстро испортилась, несмотря на королевское покровительство. Однако с самого начала была оппозиция. Климент Эттли и лейбористская партия выступили против соглашения в союзе с двумя депутатами-консерваторами Дафом Купером и Вивианом Адамсом, которые до этого считались жестким и реакционным элементом в Консервативной партии.
По мере того как угрозы Германии и европейской войны становились все более очевидными, мнения менялись. После войны мемуары Черчилля того периода «Буря сбора» (1948) утверждали, что умиротворение Чемберленом Гитлера в Мюнхене было неверным, и фиксировали предупреждения Черчилля о плане агрессии Гитлера и о безрассудстве Великобритании по поводу разоружения после того, как Германия достигла воздушный паритет с Великобританией. Хотя Черчилль признал, что Чемберлен действовал из благородных побуждений, он утверждал, что следовало оказать сопротивление Гитлеру из-за Чехословакии и что следовало приложить усилия для вовлечения Советского Союза. В своих послевоенных мемуарах Черчилль, противник умиротворения, объединил Польшу и Венгрию с Германией, которые аннексировали части Чехословакии, содержащие поляков и венгров, как «стервятников на туше Чехословакии». [64]