Октябрь 2019. Самое обсуждаемое в Блогах Эха
— — — —
https://echo.msk.ru/blog/ganapolsky/
Матвей Ганапольский обозреватель:Стойкий оловянный солдатик Буковский
..Я Буковского видел один раз в жизни на «Эхе Москвы» в еще ельцинское время, поэтому, для меня все просто – я могу говорить не о самом Буковском, а о том, что я ощущаю, когда слышу эту фамилию… во-первых, это вызывает у меня ощущение какого-то человеческого упорства, упрямства, и даже безрассудности…
Диссидентские потуги не нарушат этой волшебной гармонии между властью, которая унижает и убивает, и народом, который согласен жрать землю, бедствовать, а то и быть убитым в далекой Сирии, но на очередных выборах снова выбрать его же, любимого. Поэтому, я с возрастом научился все это безумие просто созерцать, лишь иногда посмеиваясь.
Однако, я осознаю, что я не герой на фронтах отстаивания свободы, я не стойкий оловянный солдатик, а Буковский — настоящий герой…
Такой стойкий оловянный солдатик Буковский.
М.Ганапольский: Вступление Украины в НАТО неизбежно
Уходит из жизни старое поколение, для которого Киркоров, сериалы и КВН были «духовной» пищей. За пять лет войны выросло новое поколение… Скоро оно придет к власти, и ничто не заставит его согласиться.., что мы «один народ»…
* Алексей Наседкин врач, блогер
В СССР репрессий не было? Кажется, что с каждым годом сюда приходит всё больше людей, однако до сих пор за весь день так и не удалось осилить весь список пострадавших в годы Большого террора…
* Тамара Эйдельман заслуженный учитель РФ, историк
17-й годовщине штурма Норд-Оста посвящается: Каждый из нас — цель или средство? Когда быстрый и жесткий штурм оказывается целью, а не средством для спасения заложников, то это значит, что с уважением к жизни в стране что-то не так. Значит, каждый из нас не цель, а средство…
::::: :::::
Нарушая законы гармонии и отдавая себе отчёт, каким контрастом с атмосферой р а н н и х стихов великого поэта О.Э. Мандельштама, одного из десятков миллионов жертв сталинских репрессий, выглядят посты в Блогах за Октябрь 2019 г., помещаю несколько строчек из сб. Камень (1908 – 1915):
* *
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна…
* * *
..У тщательно обмытых ниш
В часы внимательных закатов
Я слушаю моих пенатов
Всегда восторженную тишь.
Какой игрушечный удел,
Какие робкие законы
Приказывает торс точеный
И холод этих хрупких тел!
Иных богов не надо славить:
Они как равные с тобой,
И, осторожною рукой,
Позволено их переставить.
* * *
Отравлен хлеб, и воздух выпит:
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать.
Под звездным небом бедуины,
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины
О смутно пережитом дне.
Немного нужно для наитий:
Кто потерял в песке колчан,
Кто выменял коня,- событий
Рассеивается туман.
И, если подлинно поется
И полной грудью, наконец,
Все исчезает — остается
Пространство, звезды и певец!
1913
«В начале века поэт ощутил то, что произойдет в России в 30-е годы, когда станут взрослыми дети тех, кто родился, как и сам Мандельштам, в последнее десятилетие XIX века. И в этих «своих детей» заключается страшный и беспощадный смысл стихотворения, автор которого провидел отдаленные события, надвигающейся катастрофы..»
«Двадцатый век…еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла.
Еще чернее и огромней
Тень люциферова крыла»,[20] – писал Александр Блок…
В 1921 г. другой выдающийся поэт А.Белый написал такие стихи:
Мир рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой
На электронные струи,
Невоплощенной гекатомбой.
В то время, когда были написаны эти строки преемник Кюри, Жолио-Кюри продолжал только исследовать явление радиоактивности. И еще никто, даже сам исследователь, не мог представить себе то страшное чем обрушится на мир расщепление атома, которое принесет гибель многим тысячам людей.
http://www.newepoch.ru/journals/19-4/shap_beauty.html
— — — — — — —
И ещё – немного прекрасной прозы об О.Э.М.
«…Мандельштаму принадлежит самая точная поэтическая формула рубежа веков,
времени катастрофического разрыва между старой и новой Россией:
«Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?»
«Критики…часто обвиняли Мандельштама в нежизненности его поэзии, якобы отвращенной от современности, от общественных тем. В конце жизни, оказавшись в творческом одиночестве, сосланный властью в Воронеж за дерзкие стихи о Сталине, он и сам пытался на уровне не слишком убедительных деклараций доказать свое советское поэтическое подданство и тем самым влиться в новую жизнь страны:
Да, я лежу в земле, губами шевеля,
Но то, что я скажу, заучит каждый школьник:
На Красной площади всего круглей земля,
И скат ее твердеет добровольный…
Но куда убедительней звучит другое его поэтическое заявление:
«Нет, никогда, ничей я не был современник…»
«Часто приходится слышать: это хорошо, но это вчерашний день. А я говорю: вчерашний день еще не родился. Его еще не было по-настоящему» —
Этой парадоксальной формулой из статьи «Слово и культура» он выразил сущность своего отношения к наследию прошлого, совпадавшего с идеей Мережковского о том, что классическая русская литература нам, по сути, еще неизвестна, ее еще надо заново прочитать.
Мандельштам отвергал ложный прогрессизм в понимании развития искусства.
«Теория прогресса в литературе – самый грубый, самый отвратительный вид школьного невежества»
(«О природе слова»). Новатор в области поэтической формы, он был принципиальным консерватором в отношении к высшим задачам творчества.
Поэзия должна быть не просто стихами, но – организованной стихией, а слово в поэзии – Словом…» —
П. Басинский
https://mybook.ru/author/osip-emilevich-mandelshtam/stihotvoreniya-proza/read/?page=2
к работе Ю.К. о поэзии
————————————-
Стихи классиков ♥ Евгений Баратынский
Р И Ф М А
Когда на играх Олимпийских,
На стогнах греческих недавних городов,
Он пел, питомец муз, он пел среди валов
Народа, жадного восторгов мусикийских,—
В нем вера полная в сочувствие жила.
Свободным и широким метром,
Как жатва, зыблемая ветром,
Его гармония текла.
Толпа вниманием окована была,
Пока, могучим сотрясеньем
Вдруг побежденная, плескала без конца
И струны звучные певца
Дарила новым вдохновеньем.
Когда на греческий амвон,
Когда на римскую трибуну
Оратор восходил, и славословил он
Или оплакивал народную фортуну,
И устремлялися все взоры на него,
И силой слова своего
Вития властвовал народным произволом,—
Он знал, кто он; он ведать мог,
Какой могучий правит бог
Его торжественным глаголом.
Но нашей мысли торжищ нет,
Но нашей мысли нет форума!..
Меж нас не ведает поэт,
Высок полет его иль нет,
Велика ль творческая дума.
Сам судия и подсудимый,
Скажи: твой беспокойный жар —
Смешной недуг иль высший дар?
Реши вопрос неразрешимый!
Среди безжизненного сна,
Средь гробового хлада света,
Своею ласкою поэта
Ты, рифма! радуешь одна.
Подобно голубю ковчега,
Одна ему, с родного брега,
Живую ветвь приносишь ты;
Одна с божественным порывом
Миришь его твоим отзывом
И признаешь его мечты!
«Интервью» Владимира Абаринова с Варламом Шаламовым
—————————————————————————————-
В.А.– Лагерный опыт Солженицына был невелик и не так тяжёл. На какие недостатки в изображении лагерной действительности вы ему указали?
– В повести всё достоверно. Это лагерь «лёгкий», не совсем настоящий. Здесь есть немного «клюквы». К счастью, очень немного. В каторжном лагере, где сидит Шухов, у него есть ложка. Ложка для настоящего лагеря – лишний инструмент. И суп, и каша такой консистенции, что можно выпить через борт. Около санчасти ходит кот – тоже невероятно для настоящего лагеря. Кота давно бы съели. Блатарей в этом лагере нет. Служба охраны не отвечает за план, не выбивает его прикладами. Махорку меряют стаканом. Не посылают после работы за пять километров в лес за дровами. Не бьют. Хлеб оставляют в матрасе. В матрасе! Да ещё набитом! Да ещё и подушка есть! Работают в тепле. Где этот чудный лагерь? Хоть бы с годок там посидеть в своё время.
– Ваши расхождения с Александром Исаевичем постепенно множились и углублялись. Солженицын предлагал вместе писать «Архипелаг ГУЛАГ». Почему последовал отказ?
– Прежде всего потому, что я надеюсь сказать своё личное слово в русской прозе.
– Какое человеческое качество абсолютно вам не присуще?
– Хитрожопость как образ жизни.
– На склоне лет судьба подарила вам встречу с женщиной, которая стала и последней любовью, и верным другом, и музой. Это не преувеличение?
– Это были десять лет жизни и счастья. Её любовь и верность укрепили меня даже не в жизни, а в чём-то более важном, чем жизнь, – умении достойно завершить свой путь. Её самоотверженность была условием моего покоя, моего рабочего взлёта. Последняя моя книга «Воскрешение лиственницы» посвящается Ирине Павловне С..
Интереснейший пост поместил сегодня Виктор (Бр.)
Это, imho, посильнее Д.Л. Быкова и Прилепина.
***********
Татьяна Нарбут-Кондратьева
«Эхо Москвы» лучше прочих радиостанций ловилось на трассах… Слушала я в основном передачи исторические и про культуру, от чего возникло убеждение, что и радиоведущие — сплошь люди культурные и образованные, к их оценкам стоит прислушаться.
То есть, о г-не Прилепине узнала я не от г-на Проханова. А от г-жи Лариной… Тогда у меня закрались две крамольные мысли:
1. А может, они просто дуры? (Ну те, кто рекламируют)
2. Они не дуры, все понимают, но надеются заручиться поддержкой писателя на будущее…
Сегодня под мытьё полов натыкаюсь на тех же самых эховских дам! И опять про Прилепина. …Оказывается, допустил в каком-то интервью антисемитские высказывания!
У дам шок! Ну, действительно! Российский омоновец, террорист, военный преступник и графоман в стиле поздних советских «деревенщиков» — и антисемит! Так странно!
Ничего ж не предвещало!..”
— — — —
— И я вспомнил написавшую — под аплодисменты и восторженные отклики поклонников/поклонниц её таланта — за “сериал «Зулейха открывает глаза» по нашумевшей одноименной книге Гузель Яхиной… книга собрала в основном положительные отзывы (по значимости ее даже сравнили с «Обителью» Захара Прилепина.” …Много чего понаписали “эховские дамы” в порталах.
Интернет всё приемлет, а приходит время, — выплёвывает.
p.s. “Караси не дремлют!…”
Кстати, о ПЕСКАРЯХ, которых М.Е.С-Щедрин называл ПИСКАРЯМИ:
«Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари…«
p.p.s. Из Стругацких:
а. «Просто удивительно, как быстро проходят волны восторга. Грызть себя, уязвлять себя, нудить и зудеть можно часами и сутками, а восторг приходит и тут же уходит».(Отель «У погибшего альпиниста»)
б. «Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо». (Хищные вещи века )
*Исполнилось 80 лет со дня рождения Григория Горина
https://www.svoboda.org/a/30457041.html
“Без эзопвского языка русская литературы бы очень обеднела…”
Григо́рий Изра́илевич Го́рин (при рождении носил фамилию Офште́йн; 12 марта 1940, Москва, СССР— 15 июня 2000, Москва, Россия)…писатель-сатирик, драматург, сценарист…
https://www.inpearls.ru/author/grigory+gorin
* — Говорят, юмор жизнь продлевает…
— Это тем, кто смеется, жизнь продлевает, а тем кто острит — укорачивает.
* Мы живем в беспокойное время. Люди стали много кушать и мало читать.
* — Что пишут в газетах?
— Ничего хорошего… Холера в Одессе, погром в Кишиневе.
— Поэтому я их и не покупаю. Надо иметь стальные нервы, чтобы еще платить за эти новости…
* Чувства не теорема, они не требуют доказательств…
Они видны. Или видно, что их нет…
«Немного красного вина,
Немного солнечного мая…«
——————————-
Д. Быков Мы были дураками.
(Б. Мацкин: литературный дневник)
* *
На землю капли падали.
Сквозь дождь белел с трудом,
Щетинясь баррикадами,
Московский белый дом.
Сейчас, конечно, совестно,
Но двадцать лет назад
Мы думали, что вскорости
Здесь будет город-сад…
Потом не стало бабок,
Порядок обветшал,
Страна упала на бок
И треснула по швам,
Затлела по окраинам
И двинулась на слом
Отравленным, ославленным,
Оплавленным куском.
Но мы – не та порода,
Чтоб нас пугал распад.
Через четыре года
Здесь будет город-сад!…
Потом у олигархии
Случился передел,
Ведущие загавкали,
Борис недоглядел.
Смотрители клоповника
Отправили в полет
Тихоню-подполковника
Из питерских болот,
И вот толпа народа
Лобзает новый зад:
Через четыре года
Здесь будет город-сад!
Фронтов незримых воин,
Наряженный в царя!
Я многое усвоил
Тебе благодаря.
Я вызубрил, как надо,
Без ложного стыда:
Ни города, ни сада
Не будет никогда.
Мечтать тяжеловато
О веке золотом.
И сад тут был когда-то,
И город был потом.
Пришла иная мода,
Прогнозы тут просты:
Через четыре года
Здесь будешь только ты.
До белых поросят.
Здесь нет другого способа
Устроить город-сад….
https://www.stihi.ru/diary/bmatskin/2014-10-25
G.G. (529) — Aleks Tarn: Запомнились и речи израильских политиков, как раз-таки исполненные…перед наследниками тех, кто… посылал канонерки – завернуть несчастный «Сент-Луис» от сытого американского берега …
Запомнилась прекрасная речь вице-президента США Пенса… Восхитительная незамутненность правого сознания…Воистину, правая рука не ведает, что творит левая. Но главное, чтобы это была правая рука…
:::::::::::::::::::
Именно так: действия левой разоблачать не нужно. Оне разоблачились сами. И Вася Иванов, сант-техник-массажист, и Сонечка Штернкукер, член педсовета глухонемых и др сонечки 🙂
М.Ганапольский: Уходит из жизни старое поколение, для которого Киркоров, сериалы и КВН были «духовной» пищей. За пять лет войны выросло новое поколение…
——————————————————————
Игорь Ю. — Всвязи с мероприятием в Израиле. Ниже ссылка на соображения А.Мелихова по этому поводу. С которыми я согласен.
К глубочайшему сожалению.
:::::::::::::::::::::
А.М. не открывается; открывается антисемитский Emathion
https://cont.ws/@emathion/1516250 — о Марине Мелиховой, где ”Она выставляет себя как борца за справедливость против путинского режима. Конечно никакая она не патриотка, а еврейка работающая за деньги..”
Надо понимать, — Emathion работает безвозмездно. Как G.G.
Zoya Master — 2019-11-10 (598)
Как раз могла — на костях миллионов, на изувеченном в ГУЛАГе Королёве и его коллегах. Поразительно, Вы действительно не понимаете: то, что Вы написали, мягко говоря, неприлично?
************************************
Ефим — Любезнейшая вы моя!
Неприлично не то, что я написал, а то что вы написали.
То, что вы написали настолько банально, что не хочется даже на этом останавливаться.
Но я сделаю исключение и вам отвечу…
Гулаг- да, это страшные годы, но каждая страна имеет свои черные страницы.
Советская цивилизация , возникшая после Революции, – это вершина человеческой цивилизации.
Печально, что вы это не понимаете.
:::::::::::::::::::::::::::::
Из всего написанного новой восхоДЯщей звездой,
справедлива 1/2 строчки — «Королева не изуродовали в Гулаге…» —
То, что До и — после: «он вряд ли бы одобрил ваш текст…» — неоправданное вольное допущение архи-любезнейшего дебютанта (?) напоминает стиль…
Нет, не вспомнить без гитары… ПОдожду других повторяющихся текстов,
и ЕСЛИВ мой коммент выйдет из Блога на просторы ГостевОй как чудо, (что маловероЯтно до рассвета), — 11-го НОября ожиДАю ответа, как соловей лета.
🙂 Печально, что этого не понимают ни 28 гв-панфиловцев, ни Василий Ч. с Анкой-пу, ни верный Петька, наш новый Санчо Панса перестройки, уплывший за Дунай, где прекрасные рОзовые запахи не подпорчены запахами злых табаков… «Но где бы мы ни плавали, все звезды над вадой…»
Скушно, девушки, без Ху-ана а также без Кармен…без «Плиски» и «Шипки»
Шибко привык к фильтрам…жисть наша, жестянка, золотая осень
Тамара Эйдельман заслуженный учитель РФ, историк
17-й годовщине штурма Норд-Оста посвящается: Каждый из нас — цель или средство? Когда быстрый и жесткий штурм оказывается целью, а не средством для спасения заложников, то это значит, что с уважением к жизни в стране что-то не так. Значит, каждый из нас не цель, а средство…
::::::::::::::::::::::::::::::
Нарушая законы гармонии и отдавая себе отчёт, каким контрастом с атмосферой р а н н и х стихов великого поэта О.Э. Мандельштама, одного из десятков миллионов жертв сталинских репрессий, выглядят посты в Блогах за Октябрь 2019 г., помещаю однако, несколько строчек из сб. Камень:
* * *
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна…
* * *
..У тщательно обмытых ниш
В часы внимательных закатов
Я слушаю моих пенатов
Всегда восторженную тишь.
Какой игрушечный удел,
Какие робкие законы
Приказывает торс точеный
И холод этих хрупких тел!
Иных богов не надо славить:
Они как равные с тобой,
И, осторожною рукой,
Позволено их переставить.
«В начале века поэт ощутил то, что произойдет в России в 30-е годы, когда станут взрослыми дети тех, кто родился, как и сам Мандельштам, в последнее десятилетие XIX века. И в этих «своих детей» заключается страшный и беспощадный смысл стихотворения, автор которого провидел отдаленные события, надвигающейся катастрофы..»
«Двадцатый век…еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла.
Еще чернее и огромней
Тень люциферова крыла», – писал Александр Блок…
В 1921 г. другой выдающийся поэт А.Белый написал такие стихи:
Мир рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой
На электронные струи,
Невоплощенной гекатомбой.
В то время, когда были написаны эти строки преемник Кюри, Жолио-Кюри продолжал только исследовать явление радиоактивности. И еще никто, даже сам исследователь, не мог представить себе то страшное чем обрушится на мир расщепление атома, которое принесет гибель многим тысячам людей.
http://www.newepoch.ru/journals/19-4/shap_beauty.html
— — — — — — — — — —
И ещё – немного прекрасной прозы об О.Э.М.
«…Мандельштаму принадлежит самая точная поэтическая формула рубежа веков, времени катастрофического разрыва между старой и новой Россией:
«Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?»
«Критики…часто обвиняли Мандельштама в нежизненности его поэзии, якобы отвращенной от современности, от общественных тем. В конце жизни, оказавшись в творческом одиночестве, сосланный властью в Воронеж за дерзкие стихи о Сталине, он и сам пытался на уровне не слишком убедительных деклараций доказать свое советское поэтическое подданство и тем самым влиться в новую жизнь страны:
Да, я лежу в земле, губами шевеля,
Но то, что я скажу, заучит каждый школьник:
На Красной площади всего круглей земля,
И скат ее твердеет добровольный…
Но куда убедительней звучит другое его поэтическое заявление:
«Нет, никогда, ничей я не был современник…»
«Часто приходится слышать: это хорошо, но это вчерашний день. А я говорю: вчерашний день еще не родился. Его еще не было по-настоящему» —
Этой парадоксальной формулой из статьи «Слово и культура» он выразил сущность своего отношения к наследию прошлого, совпадавшего с идеей Мережковского о том, что классическая русская литература нам, по сути, еще неизвестна, ее еще надо заново прочитать.
Мандельштам отвергал ложный прогрессизм в понимании развития искусства.
«Теория прогресса в литературе – самый грубый, самый отвратительный вид школьного невежества», («О природе слова»). Новатор в области поэтической формы, он был принципиальным консерватором в отношении к высшим задачам творчества.
Поэзия должна быть не просто стихами, но – организованной стихией, а слово в поэзии – Словом…» — П. Басинский
https://mybook.ru/author/osip-emilevich-mandelshtam/stihotvoreniya-proza/read/?page=2