Стон мужицкого сердца и вопль души профессора Озерова

Loading

Стон мужицкого сердца и вопль души профессора Озерова

 

 

На рубеже двух столетий в среде российских ученых, занимающихся финансовыми вопросами, возникло новое направление, получившее наименование «социологического». Одним из них был Иван Христофорович Озеров. Главная заслуга Озерова заключалась именно в последовательности применения социологической точки зрения к объяснению эволюции подоходного налога.

Иван Христофорович Озеров родился 28 апреля 1869 года в деревне Занино Чухломского уезда Костромской губернии. Происходил он из бедной крестьянской семьи. «Мать рано овдовела, и я едва только помню отца. У матери не было средств, и я поступил в гимназию только в 12 лет», — писал он позже. По совету учителей мать на последние крохи отправила сына после окончания училища в гимназию в Кострому. За успехи в учебе он был освобожден от платы за обучение и через год принят бесплатно в пансион, где ему была дана стипендия имени И. Сусанина для детей из крестьян.

В Московском университете, куда поступил И. Х. Озеров, ему также была назначена стипендия, однако сам он вспоминал: «Я должен был помогать семье, а потому тратил на себя очень мало, покупая хлеб накануне, чтобы он зачерствел, и потому я ел его меньше. Жил в комнатушке, платя по 6 руб. за койку. Голодал».

В 1893 года, после окончания университета с дипломом первой степени, Озеров был определен младшим кандидатом на судебные должности при Московской судебной палате. В 1895 году он выдержал магистерский экзамен и, прочтя пробную лекцию, был принят в число приват-доцентов Московского университета. Затем был отправлен на два года в Англию. В 1900 году защитил диссертацию на степень доктора финансового права «Главнейшие течения в развитии прямого обложения в Германии в связи с экономическими и общественными условиями». (СПб, 1899). Однако профессором утвержден не был из-за неблагонадежности. Остановимся подробнее на причинах этого.

Лишь в 1903 году Озеров был назначен профессором Московского университета по кафедре финансового права.

И. Х. Озеров обладал ярким публицистическим талантом. Он преподавал также в Московском коммерческом институте и в Петербурге на Бестужевских женских курсах, на Женских курсах Н. П. Раева. Из-под пера И. Х. Озерова вышло множество книг и статей, среди которых: «Возможно ли ввести подоходный налог в России?» (1900), «Итоги экономического развития XIX века» (1902), «Почта в России и за границей» (1903), «Америка идет на Европу» (1903), «Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века» (1905), «Политика по рабочему вопросу в России за последние годы» (1906), «Что такое общество потребителей, как его основать и вести» (1908), «Чему учит нас Америка» (1908), «Горные заводы Урала» (1910), «Оборотная сторона нашего бюджета» (1911) и др.

Отметим и его коммерческую деятельность: в дореволюционное время он избирался членом совета Русско-Азиатского банка, членом правления банка Общества взаимного кредита, в 1915 году по рекомендации А. И. Вышнеградского и А. И. Путилова был избран Председателем правления Ленского золотопромышленного товарищества, а также кинофабрики «Ханжонков и Ко».

Когда Озерову исполнилось сорок лет его, как лучшего финансиста, «за всем следящего и знающего», как писал он позже, Петербургская Академия наук и российские университеты выбрали в члены Государственного совета. О своей деятельности в Государственном совете Озеров писал: «В дореволюционное время я, пользуясь своим влиянием выборного члена Государственного совета (а я всегда был беспартийным, боясь, чтобы принадлежность к партии не оказала влияние на мои научные выводы), немало людей освобождал из ссылок и заключений».

Учебник Озерова «Основы финансовой науки» получил очень широкую известность и выдержал пять изданий. Учебник был удостоен высшей награды Академии наук — премии генерал-адъютанта С. А. Грейга.

При советской власти И. Х. Озеров преподавал в МГУ, Индустриальном институте, но из-за болезни в 1924 году оставил преподавание. Работал также в наркомате финансов и наркомате связи. «Сделал очень много докладов: в разрешение торговли водкой (один я имел тогда эту храбрость), предостерегал от введения золотого обращения в то время, доказывая, что золотое обращение не может у нас удержаться». В 1931 году он был сослан, пробыв предварительно год в одиночном заключении. В ссылке его перегоняли с места на место (Соловки, Попов остров, Воньга, Кемь). Здоровье ученого было совсем подорвано, и он заболел эмфиземой легких. В 1933 году Ивана Христофоровича амнистировали, и по Постановлению ЦИК СССР от 15 июня 1935 года судимость была снята. «Я не приемлю жизни без творчества. Я много раз просил или освободить меня, так хотелось вернуться к моей работе «Об условиях экономического творчества и пробуждении творческого энтузиазма», или расстрелять меня», — писал он в 1934 году.

В 1936 году Озерова поместили в Дом престарелых ученых в Ленинграде. Скончался ученый 10 мая 1942 году в блокадном городе и был похоронен в общей могиле на Серафимовском кладбище.

Докладная записка об экономическом положении была подана И. Х. Озеровым императору по собственной инициативе. Публикуется по оригиналу, хранящемуся в Российском государственном историческом архиве (фонд 560, опись 38, дело 191) и обнаруженному журналистом Ю. Поповым.

 

«Сентября 5 дня 1914 года.                                                                 

 

От крестьянской хаты я дошел до Мариинского дворца, где в настоящее время заседаю в качестве члена Государственного Совета, и находясь постоянно в соприкосновении с верхами и низами населения Вашей Империи, особенно с массами крестьянского населения (так как до сих пор некоторые мои братья и сестры двоюродные пашут землю или являются простыми малярами), я чувствую биение пульса этой жизни, и потому я дерзаю обратиться к Вам, Государь, с этой запиской…

Государь, Бог Вас поставил над огромной страной с многомиллионным населением, от Вас, Государь, зависит счастье и благосостояние этого населения. Государь, после создания необходимых внешних условий для мирного развития, население должно сделаться богатым, довольным и счастливым, и эту задачу небо вручило Вам, Государь.

Бог щедро одарил Вашу территорию, над которой Вы являетесь самодержавным монархом, здесь есть все богатства: и золото, платина, медь, каменный уголь, нефть, громадные леса, здесь сочетались все климаты.

И не должны и не могут подданные Вашего величества, Ваши дети, счастье которых так близко Вашему сердцу, ходить холодными и голодными по этой столь щедро наделенной небом территории.

Прикажите, Государь, снять путы с экономической и промышленной деятельности народа.

Русские люди в прежнее время ходили при слабых средствах сообщения от северного океана к Каспийскому морю. Жизнь кипела на нашем севере, а в настоящее время, хотя мы экономически развиваемся, но все больше и больше отстаем от других стран, о чем красноречиво говорят неумолимые цифры, между тем наступает время, когда и на поле брани, пожалуй, не столько будут решаться вопросы отточенными штыками, сколько экономической мощью страны.

Россия по своим отечественным богатствам напоминает Соединенные Штаты.

Но там не ставится препятствий развитию промышленности, и Соединенные Штаты быстро идут вперед, и, быть может, быстро мировая промышленная гегемония перейдет к Соединенным Штатам, как сами американцы говорят в настоящее время: ось этой гегемонии уже недалеко от Нью-Йорка.

И как это ни странно, но в 1860-х годах, когда только спали у нас оковы раба, мы ближе стояли по промышленному развитию Германии и Соединенных Штатов. Вашему величеству известна судьба исследователя нашего Севера Сидорова, который хотел еще давно добывать нефть на Ухте. Но ему ставились такие преграды, что сердце кровью обливается, когда читаешь об его переживаниях. Не так давно еще крестьяне на юге России обрабатывали свои поля и, натыкаясь на большие камни, проклинали их, и даже сложилась здесь легенда, что эти камни были разбросаны дьяволом назло людям. Так думали слепые люди.

И что же оказалось — эти камни — та прекрасная руда, на которой и создалась промышленность у нас на юге России. Так мы не знаем наших богатств. Характерно, что и в настоящее время в некоторых местностях Кавказа кузнецы в Духов день выходят в свои кузницы и трижды ударяют по наковальне. Для чего? Легенда говорит, что Великий Прометей, принесший с неба огонь людям, прикован на Кавказе к одной из скал, но что с течением времени цепи его ослабевают, и он готов выйти из своих оков, и слепые кузнецы в своем неведении вновь заковывают в крепкие оковы того, кто принес людям священный огонь.

Великий государь, я беру следующий случай из официальных трудов бюро по прикладной ботанике Главного Управления Землеустройства.

Директор Вашингтонского агрономического института, когда у нас образовалось бюро для изучения злаков в России, тотчас же узнал об этом и запросил бюро, находящееся в Петербурге, об архангельской скороспелой пшенице. (Она обладает особыми выдающимися качествами, между прочим, скорой созреваемостью).

Но в бюро, которому на первых порах было отпущено всего только 500 рублей для изучения злаков всей России, оказывается, не знали о существовании у нас такой пшеницы, и пришлось запросить директора Вашингтонского бюро, откуда он о ней узнал, а тот любезно прислал даже брошюру с описанием этой пшеницы, с рисунками, сообщив что они недавно получили эти семена, но им интересно знать, как уклонилась эта пшеница под влиянием других климатических и почвенных условий от нашей русской.

И только тогда уже у нас нашли это богатство.

То же повторилось и относительно других злаков (херсонский овес) — там, за океаном, их знают, а мы здесь у себя в полном неведении относительно наших богатств…

Великая аграрная реформа, проводимая по Вашему повелению, с таким умением и энергией Вашим главноуправляющим А. В. Кривошеиным, выведет Россию на новый путь экономической жизни, но, Государь, здесь нужен в широком масштабе сельскохозяйственный кредит, нужна постановка агропромышленной помощи населению в большом масштабе, нужно создать кадры агрономов — этих врачей земли.

Нужно дать образование массам населения: они не должны ходить по земле, как слепые кроты, но пусть, будучи просвещены, своим могучим словом властно вызывают эти богатства из недр земли.

По властному слову человека прежде, как говорится в наших сказках, выходили клады из земли и рассыпались золотом, а теперь природа у нас не повинуется голосу человека, пропала наша былая мощь.

Вы, Государь, Вашим словом можете вернуть эту мощь русскому человеку.

Сделайте же это, Государь, скажите это слово.

Я как сын народа, вышедший из самых низов его, умоляю Вас, дайте простор Вашему населению в использовании богатств Вашей великой страны, и народ назовет Вас Великим Царем, который вернул населению прежнюю его сказочную власть над природой.

Государь, выход из общины вместе с подъемом экономической мощи страны создает, однако, и кадры пролетариата, элемент всегда во всяком государстве беспокойный, надо дать ему возможность рассасываться в растущей промышленности, иначе образуется гнойник у нас, гнойник опасный по своим последствиям.

И это опять побуждает меня в интересах спокойного развития родины умолять Вас, Государь, о снятии тормозов с развития производственных сил страны.

Имея соприкосновение с самыми разнообразными слоями населения, начиная с крестьянских и рабочих масс, учащейся молодежи, я вижу, и это историей подтверждается, что все недовольство масс населения является от голодного желудка: в нем корень волнений.

И надо всемерно приложить все усилия к поднятию экономического благосостояния населения и в эту творческую созидательную работу, великую работу по овладению природой, надо вовлечь широкие круги русского общества и особенно подрастающего поколения.

Человек сотворен по образу Божию, он творец по природе, и пусть он приложит свои творческие инстинкты здесь в создании новой экономиче­ской России.

Я сам, будучи профессором, стал за последние дни соприкасаться с реальною жизнью страны: чтобы мы сказали о профессоре медицины, который ни одной операции не совершил и больных не видел и не лечил, чему он мог научить своих слушателей.

Так и профессоры экономисты, будучи оторваны от реальной жизни, не могут научить молодежь активному участию в ней.

Я, Государь, потому и стал соприкасаться с реальной жизнью и молодежь зову к творчеству в этой области и нахожу за последнее время горячий отклик в ней.

Пусть же она вместо абстракций уйдет в реальную творческую работу, и мы вырастим тогда у себя в России людей — творцов, которые захотят наложить свою руку на грани нашей истории.

Это отвлечет нашу молодежь, да и значительную часть русского общества от хныканья, брюзжания, вечного недовольства собой, правительством.

Уйдя в творчество, отведав из этого кубка, молодежь вместо нытья и пессимизма, радостная, радостно пойдет по миру, благословляя Вас, Государь.

Человеку надо же проявить Богом данную ему энергию и жажду творчества, и если мы не откроем ему правильных путей, то он уйдет в слова, в эксцессы.

Государь, дайте же Вашим словом широкий простор для приложения своей энергии в области экономического и финансового творчества русскому обществу, молодежи, и это явится предохранителем от накопления в народном организме массы горючего материала, люди уйдут в реальную работу.

Молодежь в Германии, Соединенных Штатах воспитывается в уважении к коммерческой и промышленной деятельности, и понятно, почему там эта деятельность не чувствует недостатка в образованных людях.

При свободе промышленной деятельности в Соединенных Штатах там выработался тип промышленника, который работает как художник над развитием промышленности. Он считает делом своей чести и своего долга развивать производительные силы своей страны, и нам нужны такие люди, нам нужно сделать себе американскую прививку и создать кадры таких новых людей, и русская жизнь потечет тогда спокойно, мы вступим на путь здорового, правильного развития.

У нас пока другой уклад жизни, и слово коммерсант считается, чуть ли не бранным. Надо и нашу молодежь воспитывать в ином духе, в ином направлении, чтобы и преподаватели высшей школы у нас стали иными, надо, чтобы они сами соприкасались с жизнью и любили ее во всем ее разно­образии.

В настоящее время, к сожалению, в высшей школе мы готовим не людей — творцов новой жизни, а нередко инвалидов, думающих еще со школьной скамьи уже об отдыхе, а не о работе.

Эта пролетаризация высшей школы ведет в настоящее время к тяжелым последствиям: выходят из высшей школы у нас люди нередко уже озлобленные, искалеченные и духовно и физически. 

Больше того, как люди в настоящее время производят разведки на золото, платину, радий, так надо нам производить разведки и на талантливых людей, отыскивая их. Начиная с низшей школы и проводя их затем за счет особого фонда через среднюю и высшую школы.

Россия нуждается в талантах, таланты оживят, пробудят ото сна ее дремлющие силы.

Приближение школы к жизни, введение в низшую школу ознакомление с приемами ведения сельского хозяйства и других отраслей, связанных с ним, даст еще больший толчок развитию сельскохозяйственной культуры. (А в настоящее время у нас, хотя и медленно, но она растет, о чем свидетельствует усиливающий ввоз в Россию сельскохозяйственных машин, рост учреждений мелкого кредита и т. д.).

Деревня ищет новых путей, она просыпается от вековой спячки и ей надо придти на помощь.

Посмотрите, Государь, как низка у нас урожайность хлебов, льна и т. д. Сравните с другими странами: наш крестьянин, работая, не разгибая спины с утра до позднего вечера, еле-еле кормит себя — часто голодает.

И при этом недоедании, при тех ничтожных результатах, которые дает каторжный труд нашему крестьянину, он с горя пьет, потому что нередко детишки у него голодные, скот голодает, соломенная крыша раскрыта на корм скоту.

Государь, здесь нужны радикальные и быстрые меры в виде организации кредита, агрономической помощи, всем доступной, необходимо широкое переселение в Сибирь на наши окраины, а это требует энергичной постройки железных дорог. Там в Сибири, с проведением у нас путей сообщения и организации у нас в широком масштабе холодильного дела можно создать хорошее скотоводческое хозяйство.

В низшей школе нужно ввести преподавание основ сельского хозяйства: пусть учащиеся не отрываются от своего быта, от своей жизни, пусть школа и жизнь будут тесно связаны друг с другом.

В Соединенных Штатах при школах нередко заводят опытные поля, и кто из учеников лучше вырастит на своей грядке тот или иной злак, тот получает почетную премию, и это с ранних лет вносит в молодежь здоровую струю соревнования в области поднятия сельскохозяйственной культуры.

Нам нужны люди дела, а не слова, люди настоящего, а не прошлого, люди бодро и прозорливо глядящие в будущее, а не просто фантазеры и мечтатели.

Школа, будучи оторвана от жизни, отрывает людей от семьи: дети начинают не понимать родителей, сын швейцара, обучающийся в средней школе, начинает, увы, стыдиться положения своего отца, того отца, который с таким трудом дает образование своему сыну.

Надо путем школы не разрывать семейные узы, а укрепить их.

Надо в школе учить молодое поколение любить свою родину, свою историю.

Пусть знакомят здесь больше с нашей родной историей, для наглядности можно инсценировать кинематографом выдающиеся моменты по всей их бытовой обстановке. Из школы молодежь будет выносить любовь к своему прошлому, молодежь будет более исторична, она будет творить новые формы, кладя в основу былую, дорогую нам старину.

Пусть кинематографом снимут юг, север, восток нашей родины, и опять молодежь в школах будет знакомиться с нашей родиной, и величие и необъятность последней будут пробуждать в подрастающем поколении творческие порывы.

Да, тогда мы вступим на путь выращивания в нашей школе людей-творцов, которые со звонкой песней пойдут по миру, ища возможности развернуть энергию, а теперь мы выпускаем из нее нытиков, пессимистов, даже на школьной скамье думающих нередко не о творчестве, а об отдыхе.

Не грамоту одну надо давать в низшей школе, а, прежде всего, прививать любовь и уважение к труду, надо в школе зажигать молодое поколение жаждой работы творения.

Венценосный вождь русского народа, я к Вам обращаюсь, помогите этому возу русской жизни выбраться из колеи нищеты и бедности.

Каменный уголь, будучи накален до известной степени, превращается в алмаз, так и мозг человека, пройдя хорошую поставленную школу, будет писать свою волю на гранитных скрижалях истории.

Дерзаю, Государь, остановить Ваше внимание на тех ограничениях, которые в самое последнее время были проведены в области акционерных предприятий.

Государь, Россия — страна, бедная капиталами, и нам надо их привлекать, а не отталкивать от себя. 

И, следовательно, при менее интенсивном приливе к нам капиталов темп роста промышленности может замедлиться, а вместе с тем замедлится и рост доходов в нашем бюджете.

Кроме того, объявленная для блага России борьба с алкоголизмом может также повести к уменьшению государственных доходов и по этой статье. А между тем расходы Государства растут, особенно расходы по обороне: мы не можем не вооружаться, когда другие страны вооружаются. И с этой стороны мы всемерно, Государь, должны заботиться о развитии нашей промышленности, иначе мы встанем лицом к лицу с дефицитом в бюджете.

Для экономического развития страны важно, чтобы богатства ее были равномерно распределены по территории, и богатства духа также должны быть правильно распределены и использованы до конца.

При правильной политике в этом вопросе люди разных национальностей сливаются воедино. Соединенные Штаты, как большой тигель, переплавляют лиц, въезжающих к ним, в одно целое. Так и у нас при другой политике не будет национальной и расовой розни.

Американцы же воздвигают великую башню новой экономической культуры, и хотя эта башня воздвигается руками лиц, говорящих на разных языках, но Бог сливает их в один язык. Все там понимают друг друга, значит, творят они дело угодное Богу.

В Европейских государствах больше денежных накоплений, чем у нас, и это обеспечивает там приток капиталов в промышленность.

Созданию такого характера там содействовала сама жизнь, внесение большей ясности и прозрачности в промышленное предприятие, хорошая финансовая пресса и т. д.

И надо создать такого же держателя дивидендных бумаг, надо, чтобы публика не боялась этих последних, а мы в последнее время не предотвратили или, по крайней мере, не ослабили финансового кризиса и тем убили курицу, несущую золотые яйца.

Пора, Государь, под властным Вашим словом проснуться нашей родине.

Стоит Вам сказать одно слово, и мы перестанем играть горькую роль страны, которая вывозит свои вина во Францию, а французы ставят свои клейма и ввозят к нам же, как французское вино, или мы вывозим наши меха в Лейпциг, и опять с иностранными клеймами эти меха возвращают к нам.

По Вашему слову, Государь, встрепенется русский человек, и поверхность и недра земли понесут нам все неисчерпаемые богатства, которыми они располагают.

Государь, завершите это дело созидания великой, сильной и счастливой России: дайте материальное благополучие русскому народу, дайте свободу прирожденной энергии русского человека, пусть все сольются по Вашему всемилостивейшему призыву к кипучей работе по созиданию новой России, и вы, Государь, будете счастливейшим из монархов. Вы, который выведете многомиллионный русский народ из области тьмы и нужды на свет, простор и материальное благосостояние.

Государь, дайте уверенность в завтрашнем дне, в устойчивости внутренней политики, дайте простор былой русской энергии, когда в прежнее время русские люди шли в далекую Сибирь, покоряли огромные земли и били своим царям челом о принятии этих земель под свою высокую руку.

Вы, Государь, можете Вашим словом шлифовать души людей — эту наивысшую драгоценность, имеющуюся на земле.

В настоящее время человек — этот образ Божий, по которому человек создан, — запылен и заброшен. Возьмите же, Великий Государь, в Ваши Царственные руки этот образ Божий, освободите его от пыли и грязи — и какими огнями загорятся эти живые алмазы — души людей.

Быть может, Государь, за то, что мы не используем наши неисчерпаемые богатства, Всевышний нас также карает смертью наших детей, и эта смерть — на нас, Государь.

При наших огромных богатствах мы все же нищие: сравните ничтожный доход на душу населения у нас с доходом в Англии, в Германии, Соединенных Штатах, сравните потребление хлеба, чая, сахара, кофе, железа, каменного угля у нас и в других странах.

Когда смотришь на нашу внешнюю торговлю, то лицо каждого русского не может не покрываться румянцем стыда: мы, сельскохозяйственная страна, в большом размере ввозим к себе шерсть, сало, рыбу. Мы ввозим далее каменный уголь, хлопок, а между тем, занявшись орошением энергично
в наших среднеазиатских владениях, мы могли бы не только удовлетворять всю свою потребность в хлопке, но еще и снабжать Европу. И тем самым мы могли бы поставить всю европейскую хлопчатобумажную промышленность в зависимость от нас. И на случай войны с какой-либо европейской страной и с прекращением вывоза хлопка от нас могла бы быть взорвана хлопчатобумажная промышленность той или другой страны и тем самым мы могли бы бросать искру брожения во враждебную страну.

В Великой России нельзя укладывать в прокрустово ложе чисто казначейской политики.

У нас есть огромное полотно — наша территория, есть кисти и краски — это мозг и энергия нашего народа.

Пусть же, Государь, по Вашему могучему слову на этом полотне появятся иные картины, картины, которые подскажет Ваше царственное сердце.

Нужно усилить у нас железнодорожное строительство: по подсчетам члена Государственного Совета Н. П. Петрова каждые новые 1500 верст железных дорог увеличивают у нас создание промышленных ценностей на круглую сумму в 500 миллионов рублей.

У нас же дача концессий обставлена волокитой: а между тем проведение железных дорог, особенно на нашем Севере, в Сибири, оживит эти наши окраины и откроет огромнейшие источники доходов для питания нашего бюджета.

Пусть строят железные дороги и Казна, и частные лица, иначе Казна не справится долго с этой задачей. Надо улучшать водные пути, и опять это внесет великое оживление в нашу торгово-промышленную деятельность.

Кликните, Государь, клич, сделайте призыв к энергичному, яркому и сильному творчеству в экономической области, и Вы перевоспитаете русское общество, русскую молодежь, и она будет находить высшее наслаждение в творении новых форм экономической жизни.

А когда проснутся от своего векового сна наши Богатства, какими огнями засверкает наша родина, и Вы, Государь, будете окружены осчастливленным Вами населением, которое будет благословлять Ваше царствование.

Государь, это крик моей души, Вы, Государь, единственная надежда у меня на то, чтобы великий русский народ вышел под Вашими мудрыми указаниями на новый путь, чтобы вышли из недр земли на властный Ваш зов великие богатства нашей страны на служение человеку.

Услышьте, Государь, стон моего мужицкого сердца и вопль моей души».

«Звезда», 2014, №4.

 

Эта докладная записка имеет и сегодня вполне современное звучание…

 

 

Александр Рашковский, краевед, 11 мая 2014 года.