Гарри Поттера придумал Януш Корчак

Российская педагогическая наука долгое время находилась под влиянием советского педагога А.С.Макаренко, придававшего основное воспитательное значение коллективу. На фоне этой идеологии хочется отметить особенности воспитательных идей Януша Корчака, опиравшегося, главным образом, на природное саморазвитие ребенка. Можно сказать, что весь метод Я.Корчака насквозь пронизывают элементы игры. Вот, например, Корчак разговаривает с, в целом, хорошим мальчиком, однако склонным к частым мальчишеским дракам. Он говорит ему: «Если за неделю у тебя будет не больше семи драк, я даю тебе две конфеты, если больше – ты мне». «Таких записанных у меня в тетрадках пари, пожалуй, уже тысяч с 50. Я заключаю каждую неделю таких пари с разными мальчишками и девчушками по 50 и более раз. Дело тут не конфетах, а в победе», — пишет Корчак в книге «Правила жизни» (1930).

Настоящее имя и фамилия Корчака – Генрик Гольдшмит. Он родился 22 июля 1878 года в Варшаве в семье известного адвоката. Его раннее детство (до 11 лет) было вполне благополучным. Однако со смертью отца заботы о семье в большой степени легли на плечи подростка. Сам еще ребенок, он стал наниматься в богатые семьи обучать других детей. Так он стал получать первые навыки воспитания и обучения детей. В 22 года Генрик Гольдшмит – студент медицинского факультета Варшавского университета, а в 29 лет дает обет безбрачия, обещая посвятить всего себя детям. В этом обете мы чувствуем что-то нееврейское, но нам надо попытаться понять человека, писавшего беллетристику по-польски под именем Януша Корчака и в то же самое время подписывавшего научные медицинские работы своим настоящим именем Генрик Гольшмит.

В 1911 году Корчак организует на средства филантропов «Дом сирот», которым он руководил до самой своей трагической кончины в 1942 году. История об этой кончине полна легенд и мифов. Широко известна легенда о том, как Корчак вышел из стен варшавского гетто во главе колонны из 200 детей «Дома сирот» с флагами и барабанами и погрузился вместе с этой колонной в поезд, который шел в фашистский лагерь уничтожения евреев Треблинка. В этой легенде подчеркивается самопожертвование Корчака, решившегося разделить со всеми детьми «Дома сирот» их ужасную участь. Если все-таки принять эту легенду за факт, то мы должны вспомнить также и имена всех других воспитателей  «Дома сирот», разделивших с Корчаком и детьми их трагическую судьбу: Вильчинская, Астерблаум, Гжиб, Липец-Якубовская, Лейзерович, Поз, Штокман, Сольницкая, Азрылевич, Бронятовская, Штернфальд и, возможно, другие. Легенда идет еще дальше и рассказывает, что немецкий офицер, восхищенный строгим строем воспитанников Корчака, отдал ему честь, что Корчак вывел детей якобы на экскурсию в деревню, что сам Корчак мог бы спастись. Участник польского антифашистского подполья Казимеж Дембицкий опровергает эти мифы: «Мы кое-что прослышали, но никто из нас так и не пробрался за каменные стены гетто, чтобы сказать Корчаку правду. Мы и сами не все еще понимали, что происходит. Ходили разные слухи, но никто точно ничего не знал. Только позднее стало известно, что в Треблинке – специальный лагерь, где убивают людей «с ходу». В Треблинке Корчак только умер. А подвигом было то, что он делал до Треблинки».

Конечно, следует развеять и легенду о «благородстве» немецкого офицера. Несмотря на возможную разницу индивидуального поведения немцев, для них в целом  была характерна предельная жестокость по отношению к евреям, в том числе и к еврейским детям. Читаем у исследователя творчества Я Корчака В. Кочного: «Как-то раз маленькая девочка пыталась проскользнуть мимо стражника, но тот резким криком остановил ее и щелкнул затвором винтовки. Девочка обняла его сапоги, умоляя пощадить ее. Солдат улыбнулся и сказал: «Ты не умрешь, я только отучу тебя обманывать». После этих слов он прострелил ей обе ножки». Польский ученый Людвиг Гиршфельд написал в своей «Истории одной жизни» о случае в Варшавском гетто: «Гитлеровец приказал мальчику идти вперед и прицелился. Ребенок обернулся, упал на колени и стал просить не стрелять в него. Солдат успокоил его, снова приказал идти вперед и убил ребенка выстрелом в спину на глазах у всех».

В 1929 году в Варшаве вышла книга Я.Корчака «Право ребенка на уважение», где автор ясно сформулировал некоторые из «гражданских» прав детей: на доверие, на любовь (приязнь), уважение, право «быть тем, что он есть». В числе неотъемлемых прав ребенка Корчак называл также и такие «мелкие» права, как право на «детскую собственность» и «право на детскую тайну».

Януш Корчак был замечательным детским писателем, автором очень интересных детских книг. Это, кстати, постоянно подчеркивается посетителями нескольких известных именных интернетовских форумов, посвященных Корчаку. Среди книг писателя наиболее читаемы «Король Матиуш Первый», «Матиуш на необитаемом острове», «Когда я снова стану маленьким», «Лето в Михалувке», «Слава», «Кайтусь – волшебник». Последняя названная нами книга предвосхищает столь любимые нашими детьми и подростками чудеса, творимые ребенком – волшебником из книг Дж.К.Роллинг о Гарри Поттере. Я хотел бы обратить также внимание читателей, имеющих детей – школьников, на еще одну, совсем маленькую книжку Януша Корчака под названием «Маленький бизнесмен» («Банкротство юного Джека»), рассказывающую об американском мальчике Джеке Фултоне, открывшем в школе, где он учился, детский кооператив. Эта книга может стать первой книжкой, знакомящей детей с начальными экономическими знаниями и вводящей их в мир честного бизнеса.

6 комментариев для “Гарри Поттера придумал Януш Корчак

  1. Я посмотрел Ваш текст, господин Левертов, и не вижу никакой связи с обсуждаемым здесь вопросом. Мне не надо доказывать, что гитлеровцы — преступники. Я только против Ваших обобщений, когда Вы пишете: «для них (немцев) в целом была характерна предельная жестокость по отношению к евреям» на основании двух примеров отношения к евреям лагерной охраны. Так серьезный разговор не ведется. Вы ведь получали историческое образование, насколько я знаю, пишете научные статьи. Это порочный подход. Немцы, как и все народы, состоят из людей. А люди разные. Если достаточно двух примеров, Вам в два счета докажут, что «для них (для евреев, русских или еще для кого) в целом характерна предельная…» — можете по вкусу поставить любую отрицательную черту. Зачем же давать повод повторить Ваш подход, но уже против Вас самих?

    1. Господин Хоботов!
      Я имел ввиду следующие слова рекомендуемого к прочтению текста: «глобальное зло, которое представлял из себя нацизм, с его расовыми теориями и планами «окончательного решения еврейского вопроса», представлено в романе как обыкновенное дело обыкновенных людей, немцев, всех немцев – рядовых и высокопоставленных, ученых, докторов и малограмотных людей, старых и молодых, всех, всех, всех. Когда-то я листал книгу под названием «Война, которую выиграл Гитлер». Автор той книги имел ввиду, что Гитлер выиграл войну за умы людей – немцев, поверивших ему, что они, немцы, сверхлюди, что они, немцы, призваны фюрером для выполнения своей сверхзадачи – реализации идеи главенства арийцев над всем миром, уничтожение неарийских наций, которое должно было начаться с уничтожения евреев, а затем продолжиться ограничением численности славян и далее, и далее.»

  2. Хорошо, что вспомнили настоящего Праведника. Только с одним местом я не согласен. Вы пишете:

    «Несмотря на возможную разницу индивидуального поведения немцев, для них в целом была характерна предельная жестокость по отношению к евреям, в том числе и к еврейским детям».

    И приводите в качестве аргументов поведение охранников в концлагере. Т.е. о всех немцах Вы судите по нескольким подонкам, от которых другого и ожидать не приходится. Это порочный метод доказательств. В любой нации можно найти примеры негодяев, но нельзя по ним судить о «всех», «в целом». Так можно и русский народ охаять, приведя примеры энкаведешников, пытавших ни в чем не повинных людей. Это опасный путь, даже если цель ставилась благородная.

  3. Мне было очень интересно читать, большое спасибо, Ефим!

Обсуждение закрыто.