Анатолий Несмиян (14 сентября)

Об очередном (и судя по заявлениям, не последнем) повышении ставки Центробанка.

Перед нами абсолютно классическая реакция абсолютно классической бюрократической системы. В который раз могу лишь повториться: бюрократия — она не про решение проблем, она про выработку самих решений. А вот способствуют ли они разрешению того противоречия, которое призваны разрешить, или нет — то бюрократам совершенно безразлично. Их задача — обсудить и принять. У административного Голема свои критерии эффективности его деятельности.

Известная история про заседание какой-то там комиссии по вопросам авиастроения гитлеровской Германии. Последнее заседание прошло в конце зимы 1945 года, присутствовало отраслевое руководство рейха и все промышленники, занимающиеся данным вопросом. Советские войска уже подходили к Одеру, участь рейха ни у кого сомнений не вызывала, но комиссия заслушала, обсудила и постановила проработать заслушанные вопросы с учетом высказанных руководством замечания и пожеланий и провести новое заседание в начале осени 1945 года.

Машина работает так и не иначе.

Набиуллина — один из немногих профессионалов в руководстве страны. И уж она точно понимает, что повышение ставки в текущих условиях не изменит ничего. Но есть политическое решение давить инфляцию любой ценой. Если эта цена — стагнация экономики, значит, пусть экономике будет хуже. Руководство исключений не сделало, задача носит безотносительный характер.

У ЦБ нет иных инструментов, кроме монетарных, а единственный инструмент для решения подобной задачи — повышение ставки. Что и сделано. Нюанс в том, что сама задача не монетарная. Нельзя измерить температуру портновской линейкой, а градусником разметить выкройку. У экономики есть очевидный дефицит предложения, не соответствующий спросу. А так как экономика не директивная, а рыночная (пускай даже кривая и дико монополизированная, но механизмы-то рыночные) — то дисбаланс предложения выравнивается ценой. Мы уже видели это на примере куриного мяса, куриных же яиц, топлива — возникший дефицит предложения компенсируется ростом цены. А так как экономика кривая, то поднятая раз цена уже никогда не откатывается назад. А дефицит предложения возник из-за изъятия ресурса у всей экономики в пользу приоритетной задачи — ВПК и СВО. И санкций, конечно — но они в данном случае вторичны по отношению к принятым политическим решениям. И ЦБ здесь вообще ничего сделать не может — он не занимается политикой.

Но задача поставлена — поэтому извольте решение. Если оно не даст эффект (а оно не даст), значит, поднимем ставку еще раз. Вон турки занимаются тем же самым — ставка растет, инфляция не падает. Что делают турки? Правильно — еще повышают ставку. И еще. И снова повышают. Ровно та же логика классической бюрократической машины.

Бюрократия не решает проблемы, она генерирует решения. Если эти две вещи совпадут — значит, раздадут премии, если нет — то соберутся снова и примут новое решение. А там — хоть трава не расти.

***********************************************

«The Moscow Times: В Госдуме призвали взорвать ядерную бомбу в России, чтобы «человечество задумалось»»

У ядерного оружия, которым снова начали угрожать и шантажировать (https://t.me/moscowtimes_ru/25657), есть одна неочевидная опция. Его никогда не применяли в реальных боевых условиях, если не считать Хиросиму и Нагасаки, хотя, скорее всего, и они больше похожи на заключительные заводские испытания, чем на полноценное боевое применение.

В теории и на учениях — это одно, а вот в настоящем и полноценном конфликте — это очень сильно иное. Совсем недавно Шойгу докладывал, а Путин громогласно заявлял про 80 процентов новейшего вооружения не имеющего аналогов и на новых физических принципах, которое уже находится в войсках и заменило старые советские калоши (как известно, кроме них, Союз вообще ничего не выпускал)

Однако оказалось, что единственное оружие на новых принципах — это украденные генералами триллионы и мрачное капище с фуражкой Гитлера. Ну, и потешные танковые биатлоны и авиадартсы. Ничего другого за два с половиной последних года обнаружить так и не удалось, а конфликт с Украиной ведется именно калошами. На старых добрых физических принципах.

Поэтому возникает вполне обоснованное предположение: а что, если применение ядерного оружия вдруг покажет, что оно, как и новейшие и не имеющие аналогов вооружения, не слишком соответствует заявленным параметрам по эффективности? Угроза страшна, когда она угроза. Она иррациональна. Когда она воплощена, ее можно оценить уже в рациональных терминах.

И тогда встает совсем уж банальный вопрос — а чем тогда вы пугать будете?

**********************************************

«СВЕЖЕСТИ: Картель Синалоа пока побеждает (https://x.com/i/status/1833905669705265649?mx=2) мексиканские войска, которые были направлены правительством Мексики в города, ставшие ареной гражданской войны внутри одного из самых богатых преступных картелей мира»

Мексика — реально существующий Мафия стейт, в котором правительство является крупнейшим картелем, но сама территория страны на региональном уровне оспаривается картелями немногим меньшего масштаба. Своеобразная криминальная федерализация, где региональные группировки ведут борьбу за полномочия с федеральной (https://t.me/svezhesti/115930).

Вообще, Латинская Америка так и осталась большой пиратской Тортугой, и вполне комфортно вписалась в существующую мировую цивилизацию со своей нишей.

Социальная пирамида в Мексике имеет очень широкое основание и очень узкий верх, поэтому легальные пути наверх практически перекрыты. Вдобавок ко всему вполне латиноамериканская история, когда политический класс представлен в основном креолами — потомками белых переселенцев. Для индейцев и метисов места практически нет, им оставлены два легальных социальных лифта — полиция и армия. И один нелегальный — криминал.

Учитывая мафиозный характер государства, выбор невелик — либо работать на государственный картель, либо на местные наркокартели. Выбор делается один раз и до смерти.

*********************************************

«ЕЖ/дневник: Министр информации и культуры талибов* Хайрулла Хайрха встретился с министром культуры России Ольгой Любимовой на полях Международном форуме объединенных культур в Санкт-Петербурге. Как сообщает Национальное телевидение Афганистана, Любимова назвала проведение культурных встреч и выставок необходимым для укрепления отношений между двумя странами и передачи культур. Она упомянула Афганистан как самую богатую страну в мире с ее древними памятниками и выразила готовность обучать афганские кадры в культурной сфере. @ejdailyru
*движение «Талибан» признано в РФ террористической организацией и запрещено»

Прямо впору заводить рубрику в СМИ «Новости международного терроризма» (https://t.me/ejdailyru/265769)

*******************************************

Российское руководство и поднятая на ноги челядь активно заговорили об угрозах применения ядерного оружия. Медведев вообще договорился о стратегическом ядерном оружии, правда, с оговоркой, что решение о применении и нестратегического, и стратегического «пока» не принято.

Причина нервной реакции известна: это принятые решения о разрешении на применение дальнобойных ракет западного производства по всей территории России. Естественно, руками Киева.

Стоит отметить, что собственно разрушения Кремль вряд ли пугают — он и сам разрушил российскую территорию и инфраструктуру так, как никакими ракетами не справиться. Достаточно вспомнить прошлую зиму, когда целые регионы оставались без теплоснабжения. А впереди еще нынешняя зима, да и вообще — они у нас регулярно встречаются, так что то ли еще будет.

В общем, по уничтожению своей территории наше руководство может преподать мастер-класс кому угодно. Его пугает немного другое — у людей могут появиться вопросы — как же так, вы обещали Киев за три дня, а тут вон оно как выходит. Вот такое для Кремля нежелательно. Понятно, что будут молчать в тряпочку, и в пикетах стоять не будут — отучили, но обратной связи с населением у власти уже давно нет, поэтому что там происходит и будет происходить — неизвестно. А неизвестность пугает.

Поэтому и несколько нервная реакция, попытка испугать партнеров криком «держите меня, я психический». Поэтому и выдвигают вперед неадекватов, чтобы они не стеснялись в выражениях. Но проблема в том, что слишком частое обращение к этой крайне деликатной теме ее попросту девальвирует. Угроза, которую озвучивают каждый день по нескольку раз, перестает быть угрозой. Рассказ о пастушке и волках в данном случае — классика этого жанра.

*********************************************

Возникает вполне логичный вопрос — что такое произошло, что на повестку встал вопрос о применении по территории России западного вооружения среднего радиуса действия (до 500-700 километров)?

Ответ содержится в двух вполне понятных пунктах. Первый — Запад достаточно точно уяснил для себя, что есть некая черта, за которую Кремль не готов переступать. Эта черта — полномасштабный конфликт с НАТО, который очевидно будет им проигран во всех сюжетах. Локальный конфликт на периферии, да еще и скоротечный — здесь еще возможны варианты. Скажем, вторжение в Прибалтику, если оно все-таки сумеет состояться в течение 3-5-7 дней до своего логического завершения — да, такой сценарий вряд ли приведет к полноразмерному конфликту. Но вот всё остальное — это уже вряд ли. Просто потому, что никакой молниеносной войны против любой другой страны НАТО даже в теории представить себе невозможно.

Поэтому Запад никак не обеспокоен угрозами применения ядерного оружия, а чтобы в Кремле внятно оценили перспективы такого решения, буквально на днях выступил бывший советник президента США по нацбезопасности Болтон и сообщил, что применение ядерного оружия станет подписанием смертного приговора для Путина (ну, и понятно, всей остальной верхушки, которую в силу ее малозначительности просто не упомянули). Болтон — системный человек, и неважно, что он был советником у несистемного Трампа. Он представляет американскую высшую аристократию и доводит её консолидированное мнение.

И второй момент. Украинские налеты беспилотников выявили критическую проблему России — ее полную несостоятельность в вопросах противовоздушной обороны. На большей части атакованных объектов дроны встречает местная ВОХРа с автоматами.

Это на самом деле вполне тривиальная история — такую огромную территорию и такое огромное количество важных объектов прикрыть полноценной системой ПВО просто невозможно. Лучшая система ПВО — это дружественное или нейтральное окружение страны. Либо (как в случае, к примеру, с США) — удаленность.

С окружением нам не повезло, стараниями руководства России даже друзья стали бывшими, а нейтралы превратились во врагов. Поэтому прилетает со всех направлений.

И раз так — то ракеты среднего радиуса действия теперь начнут тестировать проницаемость российской ПВО вместе с беспилотниками.

Вполне разумно было бы предположить, что будет и следующий этап — когда НАТО протестирует российскую ПВО одиночными пусками ракет, может последовать и массированная атака. С беспилотниками начиналось всё так же — вначале одиночные, затем группами, а теперь сто пятьдесят дальних дронов за ночь — вполне будничный отчет.

Но и массированная атака — это опять же не последний акт. Последним станет ультиматум. Или вы делаете, что вам сказано, или мы применим такое количество, с которым у вас шансов не будет.

Пока же речь идет о тестах и проверках. Опасений у НАТО примерно ноль — в конце концов, если ответ и состоится, он состоится по Украине. А НАТО глубоко плевать на Украину, на украинцев и вообще на всех этих дикарей. Пусть они режут друг друга, нам-то что?

**********************************************

«Раньше всех. Ну почти: Около 40 миллионов россиян страдают ожирением, которое чревато развитием других заболеваний, заявил министр здравоохранения России Михаил Мурашко.»

Это, безусловно, специальный вопрос, (https://t.me/bbbreaking/190005) по которому компетентно могут высказаться профильные специалисты, но на бытовом уровне могу предположить, что причина такого массового заболевания — опасные для здоровья суррогаты и эрзацы, которые под видом еды продаются в магазинах. При этом государство в своих стандартах считает их безопасными.

Эта отрава убивает внутренние системы человека, они «глючат» и дают сбой, что и приводит к указанному результату.

Все достаточно банально, как на мой взгляд.

 

Один комментарий к “Анатолий Несмиян (14 сентября)

  1. Анатолий Несмиян (14 сентября)

    Об очередном (и судя по заявлениям, не последнем) повышении ставки Центробанка.

    Перед нами абсолютно классическая реакция абсолютно классической бюрократической системы. В который раз могу лишь повториться: бюрократия — она не про решение проблем, она про выработку самих решений. А вот способствуют ли они разрешению того противоречия, которое призваны разрешить, или нет — то бюрократам совершенно безразлично. Их задача — обсудить и принять. У административного Голема свои критерии эффективности его деятельности.

    Известная история про заседание какой-то там комиссии по вопросам авиастроения гитлеровской Германии. Последнее заседание прошло в конце зимы 1945 года, присутствовало отраслевое руководство рейха и все промышленники, занимающиеся данным вопросом. Советские войска уже подходили к Одеру, участь рейха ни у кого сомнений не вызывала, но комиссия заслушала, обсудила и постановила проработать заслушанные вопросы с учетом высказанных руководством замечания и пожеланий и провести новое заседание в начале осени 1945 года.

    Машина работает так и не иначе.

    Набиуллина — один из немногих профессионалов в руководстве страны. И уж она точно понимает, что повышение ставки в текущих условиях не изменит ничего. Но есть политическое решение давить инфляцию любой ценой. Если эта цена — стагнация экономики, значит, пусть экономике будет хуже. Руководство исключений не сделало, задача носит безотносительный характер.

    У ЦБ нет иных инструментов, кроме монетарных, а единственный инструмент для решения подобной задачи — повышение ставки. Что и сделано. Нюанс в том, что сама задача не монетарная. Нельзя измерить температуру портновской линейкой, а градусником разметить выкройку. У экономики есть очевидный дефицит предложения, не соответствующий спросу. А так как экономика не директивная, а рыночная (пускай даже кривая и дико монополизированная, но механизмы-то рыночные) — то дисбаланс предложения выравнивается ценой. Мы уже видели это на примере куриного мяса, куриных же яиц, топлива — возникший дефицит предложения компенсируется ростом цены. А так как экономика кривая, то поднятая раз цена уже никогда не откатывается назад. А дефицит предложения возник из-за изъятия ресурса у всей экономики в пользу приоритетной задачи — ВПК и СВО. И санкций, конечно — но они в данном случае вторичны по отношению к принятым политическим решениям. И ЦБ здесь вообще ничего сделать не может — он не занимается политикой.

    Но задача поставлена — поэтому извольте решение. Если оно не даст эффект (а оно не даст), значит, поднимем ставку еще раз. Вон турки занимаются тем же самым — ставка растет, инфляция не падает. Что делают турки? Правильно — еще повышают ставку. И еще. И снова повышают. Ровно та же логика классической бюрократической машины.

    Бюрократия не решает проблемы, она генерирует решения. Если эти две вещи совпадут — значит, раздадут премии, если нет — то соберутся снова и примут новое решение. А там — хоть трава не расти.

    Другие записи читать в блоге.

Добавить комментарий