Алексей Копытько, экс-советник министра обороны Украины. Как Россия укутывает Запад в «оренбургские платки»

Это будет длинный текст, ибо для терапевтического эффекта нужно осветить ситуацию с разных сторон. Формально речь о культуре, в реальности – о войне. Которую мы проигрываем, потому что не сосредоточились.

1. Исходное положение.

Важным элементом облика любой уважающей себя страны являются музеи. На глобальном уровне музеи разных стран координируют свою работу и развивают профессию через главную профильную организацию – Международный совет музеев (ICOM) со штаб-квартирой в Париже.

У ИКОМ есть все возможные формальные статусы при ООН, ЮНЕСКО и т.д. Это действительно главная музейная площадка мира.

На уровне стран музейщиков объединяют национальные комитеты ИКОМ. Есть такой и в Украине –
ICOM Ukraine.

Деятельность ИКОМ также структурирована через тематические международные комитеты, где музейные сотрудники из разных стран объединяются по интересам – военные коллекции, художественные, научно-технические и т.д.

Среди прочих существует международный комитет ИКОМ, объединяющий литературные музеи и музеи композиторов – ICLCM (International Committee for Literary and Composers’ Museums).

С февраля 2023 г. данный комитет возглавляет итальянец Адриано Риголи (фото 1), руководитель Национальной ассоциации мемориальных домов (L’Associazione Nazionale Case della Memoria, Флоренция).

Комитеты на регулярной основе проводят международные конференции. Очередная конференция ICLCM в 2024 г. должна была состояться в Норвегии.

Однако власти Норвегии некоторое время назад прекратили выдавать туристические визы для граждан РФ. Что сделало невозможным участие в конференции российских музейщиков.
Дабы обеспечить присутствие россиян, синьор Риголи сначала пытался уладить ситуацию с норвежскими властями в переписке. Потерпел фиаско и стал принимать меры к переносу конференции в Испанию, куда россиян пускают.

Ещё на стадии писем от Риголи (он информировал о своих действиях как главы комитета) на это рвение среагировал ИКОМ Украины.

Последней каплей стало то, что письма музейщикам в разных странах от имени ICLCM о важности присутствия россиян шли с двумя подписями – председателя Риголи и … секретаря комитета Юрия Комлева, директора Оренбургского музея изобразительных искусств (ОрИзо).

И вот отсюда следите за руками.

2. ICLCM был создан в 1970-е годы по инициативе музейщиков из СССР. Глубоко в историю лезть не будем, отметим, что минимум последние 11 лет комитет находится под сильным влиянием россиян. Оно и не удивительно – «великая русская литература» как рычаг «мягкой силы» активно применяется Кремлём в международных делах.

Руководство комитета состоит из председателя, секретаря и 4-5 членов правления.

С 2013 по 2019 гг. главой комитета была Галина Алексеева, научный руководитель музея-усадьбы Льва Толстого «Ясная Поляна». Помимо неё в правление ICLCM входил директор Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля Дмитрий Бак.

В 2019 г. был избран другой председатель (из Норвегии), однако Бак стал секретарём комитета, а одним из четырёх оставшихся членов правления был избран упомянутый выше Юрий Комлев.

В феврале 2023 года комитет возглавил итальянец Риголи, Комлев стал секретарём, а в правление вернулась упоминавшаяся Галина Алексеева. Такой себе круговорот.

Почему украинская сторона так резко среагировала на Юрия Комлева?

3. Это довольно заметный на федеральном уровне РФ руководитель регионального музея. Он не сидит на месте и может со временем «подрасти» в статусе. Последняя его победа – проект по созданию в Оренбурге филиала Эрмитажа, который планируют открыть завтра (6 сентября).
Оренбург – не бог весть какая музейная столица, однако там настойчиво продвигают региональные бренды и за счёт этого находятся на слуху.

Первый бренд – это оренбургский пуховый платок (паутинка). В структуре ОрИзо есть отдельная галерея пухового платка.

Второй бренд – это повесть А.Пушкина «Капитанская дочка».

Они пытаются заигрывать и другие ресурсы (фигуру Мстислава Ростроповича, Владимира Даля и т.д.). Но платок и повесть – флагманы.

В России для ряда товаров субъектов РФ официально зарегистрированы географические указания (ГУ) и наименования мест происхождения товаров (НМПТ). Оренбургский пуховый платок входит в этот список.

В декабре 2018 г. стараниями Комлева один из платков был отправлен на МКС, провёл 204 дня в космосе, после чего вернулся в музей.

В 2023 г. по проторенной дорожке в космос отправили миниатюрное издание «Капитанской дочки» (оно и сейчас там).

В последние годы оренбургский платок занял постоянное место в структуре российской культурной дипломатии за рубежом.

Например, в сентябре 2023 г. платок с изображением экс-президента Чили Сальвадора Альенде выставил «Русский дом» в Сантьяго.

В феврале 2024 г. экспозицию платков выставили в Российском доме науки и культуры в Люксембурге.

В июле 2024 г. в контексте проведения «Русских сезонов» в Бразилии платок выставили в Рио-де-Жанейро на экспозиции традиционных российских промыслов. И т. д.

Нас это касается, потому что в 2018 г. Комлев организовал обмен выставками с донецким музеем «АртДонбасс» (фото с флажком ДНР из Оренбурга). Подтверждений, что он тогда лично посетил оккупированный Донецк, нет. Но эта активность была частью кампании по «нормализации оккупации».

А вот в сентябре 2023 г. Комлев совершил доказанное преступление – посетил оккупированный Луганск.

Дело в том, что в порядке шефства Оренбургская область отвечает за оккупированный Перевальский район Луганской области. Музей Комлева сначала организовал экспозиции в Луганском краеведческом музее, а затем в его филиале в Перевальске. Комлев лично участвовал в открытии мероприятия в Луганске, где подписал ряд документов.

Во время подготовки к данной поездке музей под руководством Комлева провёл акцию в поддержку оккупационной армии (скрин). Чтобы российским солдатам было веселее убивать украинцев. Затем такую же акцию повторили в июне 2024 года.

Музей Комлева с энтузиазмом воспринял оккупацию Крыма в 2014 г. и проводит творческие мероприятия в честь «воссоединения».

Т. е персонаж, который публично выступает от имени одного из комитетов ИКОМ, не просто «нормализовывал агрессию» — он незаконно проник на оккупированную территорию Украины, нарушив и законы Украины, и все возможные нормы музейной этики, которые отстаивает ИКОМ.
Украинская сторона примет все законные меры, чтобы привлечь его к ответственности. Однако в профессиональной среде это сделать не так просто.

И вот тут подробнее про то, кто такой Риголи.

4. Синьор Риголи возглавил Ассоциацию мемориальных домов в 2010 году. А как минимум с 2014 г. он активно взаимодействует с российскими партнёрами. Более того. Именно этому взаимодействию он обязан своей международной карьерой.

В июле 2014 г. Риголи принимал участие в конференции под эгидой ICLCM в Иркутске как рядовой музейщик.

В 2015 г. по его инициативе во Флоренции была создана коалиция европейских мемориальных музеев. Которую освятила от имени ICLCM Галина Алексеева, туда же присоединился Музей Пушкина в Москве, и т.д.

В 2016 г. Риголи принимал участие в Международном форуме литературных музеев, который организовал в Ульяновске упоминавшийся выше член правления ICLCM Дмитрий Бак.

В ноябре 2017 г. Риголи посетил 6-й Международный культурный форум в Санкт-Петербурге (я подробно разбирал, что это за площадка и для чего она России), где подписал соглашение о сотрудничестве с … Оренбургским музеем изобразительных искусств Комлева.

А уже весной 2018 г. в музеях Тосканы была организована серия выставок, посвященная «переплетению истории от Флоренции до Урала».

Концепция выставок, автором которой везде позиционировали Риголи, была явно притянута за уши и сводилась к демонстрации пуховых платков среди разных экспонатов, что символизировало «связующие нити». Т. е. нужно было как-то обосновать демонстрацию платков в Италии – вот и обосновали.

Выставки поддержала культурная ассоциация «Италия-Россия» (г. Флоренция), а патронировал ICLCM, который тогда возглавляла россиянка Галина Алексеева, и от имени которого сейчас вещает Комлев.

Во время ковида Риголи активно участвовал в онлайн-мероприятиях под эгидой итальянской резидентуры «Россотрудничества» (де-факто – структуры Службы внешней разведки РФ).

В мае 2024 г. он был одним из организаторов международной конференции литературных музеев во Флоренции, где принимал дорогих российских коллег…

Нет ничего удивительного в том, что в 2023 году россияне поддержали Риголи на пост главы ICLCM. Ибо никто из них возглавить комитет не мог в силу резонанса. Представительство в руководстве и площадку они сохранили, а руль дали подержать абсолютно лояльному персонажу из приличной страны.

И вот тут внимательно.

Проще всего сходу назвать Риголи агентом влияния и кремлёвским прихвостнем, который сидит на зарплате у Москвы. Однако бросать обвинения, что его купили или завербовали, не стоит, такие факты надо доказывать. Хотя то, что международная активность музеев РФ направляется и плотно опекается СВР, давно и многократно доказано.

Факт в том, что у Риголи есть как минимум 10 лет истории взаимодействия с россиянами, которые являются коллегами по любимому делу. Ещё раз — любимому делу.

Через совместную деятельность россияне помогли ему подняться. И теперь он рискует своей репутацией и репутацией ИКОМ, выгораживая российских коллег и партнёров.

Учитывая связи Риголи с РФ, такая активность – это прямой конфликт интересов, который создаёт угрозу для ИКОМ. Нюанс в том, что комитеты ИКОМ созданы для налаживания контактов и реализации совместных проектов. Формально — вот он и налаживал, как мог.

Это нагляднейший пример, как Россия действует в долгую: через сотрудничество.

Можно смеяться над пуховыми платками в Бразилии, но по сути это мало чем отличается от петриковской росписи, писанок или чего-то ещё. Поскольку суть – это контакты, связи с живыми людьми. Можно возить что угодно, если это позволяет завести друзей и развивать отношения.
Россия в связи инвестирует, создаёт историю отношений. Это тот капитал, который нельзя получить одномоментно, каким бы замечательным ты ни был. Особенно — когда речь идёт о покупке оружия или присоединении к режиму международных санкций.

5. И теперь главное.

На уровне ИКОМ как в данном конкретном эпизоде, так и в целом ситуация неровная. Есть национальные комитеты и коллеги из других стран, которые поддерживают позицию ИКОМ Украины в отношении россиян (тотальный бан до окончания войны). Есть те, кто относится к ним лояльно, некоторые открыто лоббируют восстановление отношений.

Наша основная претензия – российские музейщики помогают сделать войну и оккупацию «нормальной», спрятать за «пуховыми платками» Бучу, Мариуполь и «Охматдет». Что лишь увеличивает количество смертей. Это прямое пособничество агрессору действием. Если не будет реакции, это станет нормой везде.

Помимо этого, российские музейщики прямо участвуют в присвоении Россией музейных ценностей Украины.

В 2022 г. за рубежом произошёл всплеск симпатий к Украине, который со временем начал спадать. Наши позиции имеют уязвимость. Потому что борьба с россиянами не может быть основным содержанием работы на профессиональной площадке. Позиция «Украина – не Россия» уже отработана. Теперь задача отработать позицию «Что такое Украина».

А это можно сделать только через проекты, контакты, поездки на конференции за рубеж, которые посвящены профессиональным темам.

Потому что людям в других странах интересно заниматься своим делом, а не нашими проблемами.
У России возможностей несопоставимо больше. Однако есть риски, есть токсичность. Активность Украины будет востребована.

Если же наша страна продолжит генерировать не возможности и контакты, а скандалы по поводу россиян, от нас устанут и начнут изолировать. Чтобы вернуть россиян без назойливого жужжания.
Российские музеи опираются на долгосрочную стратегию и поддержку государства. Наше государство стратегию не формулирует, поддержку музеям оказывает эпизодически в гомеопатических дозах, но при этом создаёт максимальные бюрократические препятствия.

Если это не изменить, то нет смысла преследовать россиян и портить отношения с иностранцами. Ибо бесполезно. Они раньше или позже будут опутаны «оренбургскими платками» в своих нишах, если мы будем в основном предлагать осуждающие взгляды и ворчание.

В надцатый раз повторю свой тезис. Поддержка музейной активности – это сравнительно недорого. Часто – копейки. А отдача – сумасшедшая. Эффект – долгосрочный. Это самая настоящая инвестиция, которая вернётся сторицей.

Как только замаячат какие-то переговоры, россиян моментально реанимируют везде и будут активно таскать, чтобы «восстановить связи». Это неизбежно. Поэтому надо заводить господдержку и развивать украинские музеи, стимулировать людей без оглядки на эти процессы.

Чтобы результаты проросли через год-два, надо начинать вчера.

(На днях сделаю пост о Дмитрии Баке и Владимире Дале. Ибо наглядно и нас касается).

Один комментарий к “Алексей Копытько, экс-советник министра обороны Украины. Как Россия укутывает Запад в «оренбургские платки»

  1. Алексей Копытько, экс-советник министра обороны Украины. Как Россия укутывает Запад в «оренбургские платки»

    Это будет длинный текст, ибо для терапевтического эффекта нужно осветить ситуацию с разных сторон. Формально речь о культуре, в реальности – о войне. Которую мы проигрываем, потому что не сосредоточились.

    1. Исходное положение.

    Важным элементом облика любой уважающей себя страны являются музеи. На глобальном уровне музеи разных стран координируют свою работу и развивают профессию через главную профильную организацию – Международный совет музеев (ICOM) со штаб-квартирой в Париже.

    У ИКОМ есть все возможные формальные статусы при ООН, ЮНЕСКО и т.д. Это действительно главная музейная площадка мира.

    На уровне стран музейщиков объединяют национальные комитеты ИКОМ. Есть такой и в Украине –
    ICOM Ukraine.

    Деятельность ИКОМ также структурирована через тематические международные комитеты, где музейные сотрудники из разных стран объединяются по интересам – военные коллекции, художественные, научно-технические и т.д.

    Среди прочих существует международный комитет ИКОМ, объединяющий литературные музеи и музеи композиторов – ICLCM (International Committee for Literary and Composers’ Museums).

    С февраля 2023 г. данный комитет возглавляет итальянец Адриано Риголи (фото 1), руководитель Национальной ассоциации мемориальных домов (L’Associazione Nazionale Case della Memoria, Флоренция).

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий