«Russia and the Americanisation process (1900-1930s)», by Boris M. Shpotov
Конец 1920-х и начало 1930-х годов можно назвать периодом «американизации» в экономической истории Советской России из-за беспрецедентного роста интереса к западным и особенно американским технологиям и методам производства. За этим интересом последовала масштабная передача технологий.
В этой связи вновь возникает вопрос, если бы к власти пришёл Троцкий, а не Сталин. Троцкий, несомненно, обладал лучшими технологическими и организаторскими способностями. Троцкий учился в реальных училищах в Одессе и Николаеве, проявлял выдающиеся способности, в школе был отличником. Троцкий был Америке, владел английским языком. Голодомор можно было избежать, голодомор был не только на Украине, но и в России в целом.
В 1931 году Троцкий, который был выслан из СССР и жил на турецком острове Принкипо, заявил, что Германия является «ключом» к международному положению. Возрастающая сила нацистской партии, предупреждал Троцкий, несет смертельную угрозу. Он заявил, что победа нацистов будет катастрофой беспрецедентных размеров, проложит путь к установлению варварской диктатуры и приведет в движение цепь событий, ведущих ко второй мировой войне.
КПГ (Коммунистическая партия Германии), следуя инструкциям Сталина, заявляла, что между социал-демократией и НСДАП (нацистами), нет существенной разницы. На этом основании лидеры КПГ отвергали призыв Троцкого к созданию объединенного фронта двух массовых партий рабочего класса против нацистской угрозы. Вполне возможно, если бы Троцкий оставался у власти в СССР , нацистская партия в Германии к власти бы не пришла.
Сама смерть или выживание Советской системы зависели от экономического роста и более высокой производительности. Теоретически это было предсказано Карлом Марксом. Острая необходимость в перенимании западного промышленного опыта для сохранения советской власти была ясно и прагматично выражена, прежде всего, основателем Советского государства Владимиром Ильичем Лениным. Он связывал «эффективность» с американскими промышленными возможностями.
Первый пятилетний план был принят в 1928 году. По утверждению советской пропаганды, по итогу выполнения плана «СССР из аграрной страны превратится в индустриальную страну».
С целью реализации намеченных планов советское правительство вынуждено было обратиться к помощи зарубежных специалистов. При содействии акционерного общества «Амторг», выбор правительства остановился на американской фирме «Albert Kahn Inc.». На заводах Форда его компания доказала возможность быстрого проектирования и возведения промышленных предприятий: на подготовку рабочих чертежей уходила неделя, а корпуса промышленных предприятий возводились за пять месяцев. С 1929 по 1932 год американская фирма спроектировала и организовала строительство в СССР более 500 промышленных объектов[5]: тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве, Нижнем Новгороде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском, Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормове и др. В 1932 году, однако, деятельность Альберта Кана в Советском Союзе была прекращена, контракт с фирмой «Albert Kahn Inc.» не был продлён. Википкдия.
США рассчитывали продолжать сотрудничество с СССР. Если бы Троцкий оставался у власти, это сотрудничество могло продолжаться. Но, Троцкий и Троцкисты были объявлены врагами народа. Напрасная ненависть (שנאת חינם ).
В СССР разразился катастрофический голод. Несмотря на массовый голод и гибель миллионов людей, правительство Сталина продолжало экспортно-импортные операции с капиталистическими странами, в том числе с Германией.
Дух «социалистического соревнования» или борьбы за лидерство в работе имел большой моральный стимул и во многих случаях вознаграждался медалями, сувенирными подарками или деньгами. Но слишком часто «прорыв» в одной операции не сопровождался соответствующим прогрессом в другой. Буквально, лишние винты не встречались с лишними гайками, лишний уголь не встречался с лишними грузовыми вагонами и т. д.
Некоторые американские бизнесмены считали, что индустриализация сделает Советскую Россию более восприимчивой к ценностям индустриального общества, таким как массовое производство и массовое потребление. В одном из интервью газете The New York Times от 23 июня 1929 года Генри Форд сказал: «Транспорт лежит в основе. Русский народ наделен предприимчивостью и амбициями, и в ходе своего развития он должен иметь столько же автомобилей, сколько и американцы». Генри Форд и другие либерально настроенные бизнесмены вполне логично считали, что крупные промышленные работы пойдут на пользу русскому народу. Они не могли предвидеть, что на самом деле означает сталинская модель развития.
На переломе советской индустриализации (конец 1920-х и начало 1930-х годов) существовали как сотрудничество, так и борьба двух деловых культур — американской и растущей советской. Последняя представляла собой хаотичную смесь бесхозяйственности и энтузиазма, обучения на практике и оков устаревших методов. Мелкое хозяйство обходилось огромными потерями; почти религиозная вера в мудрость Коммунистической партии — тяжелым ручным трудом, включая широкое использование женщин-рабочих (советская конституция декларировали равные права мужчин и женщин); ужасная неуклюжесть уживалась с непреодолимым чувством превосходства советской системы.
На всех крупных стройках творился большой беспорядок. Одна история — о строительстве гигантского автомобильного завода недалеко от Нижнего Новгорода («Советский Детройт»). Его технологическим проектировщиком была Ford Motor Company, конструктором — Austin Company из Кливленда (архитекторы, инженеры и строители). Передовые методы Остина, имевшие успех в Соединенных Штатах — стандартизация и скорость в проектировании и монтаже казались маловозможными местным русским инженерам и строителям, и они выступали против этого. Сотрудничество Остина и СССР было полно напряженности, конфликтов и непонимания.
Однако инженеры Остина не унывали и терпеливо учили русских работать лучше. Вице-президент по зарубежным работам Остина Гарри Митер рассказывал советским чиновникам, что местные жители постепенно повышали производительность труда, хотя качество их бетонных работ не достигало американских стандартов. В конечном итоге американские методы проектирования и строительства совершили прорыв в Советском Союзе.
Что особенно затрудняло деятельность специалистов Остина в России?
Несовместимость американских и российских методов проектирования и строительства.
Низкое качество труда. Большинство рабочих были сезонными, крестьянского происхождения. Крайняя грубость условий жизни и труда. Группа Остина имела гораздо лучшее жилье, чем советский персонал и рабочая сила, но даже американские инженеры страдали от сильного холода зимой, нехватки еды, канцелярских принадлежностей, машинисток и переводчиков.
Принимая во внимание крайне низкую начальную точку производства после Революции 1917 года и разрушительные годы гражданской войны, прогресс был замечательным. Но «американизация», как мы можем условно назвать эти усилия по модернизации, была задержана противодействующими факторами в целом.