Татьяна Вольтская

Ошибки надо признавать – да, я ошиблась с «Тайной вечерей», отсылок к которой, как выяснилось, не было и в помине на церемонии открытия Олимпиады в Париже. Причина проста – смотрела не целиком, первым увидела отрывок с длинным столом, за которым виден ряд людей, в центре фигура с нимбом. У меня – и, видимо, у миллионов людей по всему миру такая картинка вызывает мгновенную ассоциацию с «Тайной вечерей», причем не только Леонардо. И в рамках этой ассоциации образы, созданные драг-артистами, меня, мягко говоря, не порадовали. Бахуса я увидела позже, и он у меня как-то не соединился с этим столом и фигурами за ним.

Ошибка? Ну, да. Свидетельствует ли она о моем крайнем обскурантизме и глубоком невежестве? Не думаю. Дала ли она повод лишний раз самоутвердиться людям, склонным торжествовать при виде соринки в чужом глазу? Безусловно.

В этом курьезе – а это, безусловно, курьез – ошибка не одна: агентство Reuters перевело слова организаторов шоу, решивших объясниться с публикой, как извинение: “we are really sorry”. Так это и подхватили другие журналисты. Через несколько часов пошли опровержения – никто не извинялся, просто сказали, что сожалеют. Может, и так, хотя, мне кажется, формула “we are really sorry for…” – мы приносим извинения за что-то – все-таки существует, но тут уж пусть судит кто-то, знающий английский идеально.

Заметьте, фраза-то вроде предельно простенькая, и то сколько споров – извинялись, не извинялись. А уж картина «Праздник Богов» голландского художника Яна Харменса ван Бильерта, взятая, как выяснилось, за основу этой части шоу, все же не относится к числу самых известных живописных полотен – неудивительно, что она не у всех всплывает в мозгу при виде ряда людей за длинным столом (особенно когда Бахус еще не появился). Мне написали потом, что французское телевидение подробно объясняло этот сюжет во время трансляции шоу – что абсолютно правильно: думаю, если бы над фрагментами, которые я видела, было хотя бы название этой картины, все бы встало на свои места, и о «Тайной вечери» никто бы не подумал.

Поняв, в чем дело, я все же не убрала свой пост, повторяю, оказавшийся курьезным. Под ним собралось около 400 комментов, по-моему, весьма показательных. И я хочу сказать спасибо абсолютно всем – и тем, кто меня поддержал – видимо, не разоравшись, так же, как и я, и особенно тем, кто неагрессивно и тактично, в вежливой манере указал мне на мою ошибку, привел цитаты и ссылки.

Но я благодарна и тем, кто сделал это агрессивно и раздраженно, и даже тем, кто бросился радостно самоутверждаться, много и с удовольствием повторяя – ага, вот они, невежды и обскуранты, классику не изучают и туда же лезут в калашный ряд. Такие комменты – может быть, самые полезные – а как иначе упражняться в смирении?

Да, забавно получилось, но при всем том в ошибке своей – разделенной со многими, ничего страшного не вижу: так сложилось, что христианские ассоциации для многих ближе и естественнее, чем языческие, поэтому и возникают первыми. Печалит, правда, как много людей спешат немедленно заклеймить ближнего, который в чем-то неправ, и навесить на него всякие ярлыки – даже вроде бы зная этого ближнего как приличного человека.

На всякий случай напоминаю – все, и я в том числе, имеют право на ошибку.
Прыгать и улюлюкать вокруг сделавшего ошибку – не есть признак культуры.
Бывают ошибки, которые побуждают к обсуждению важных проблем – и это, по-моему, как раз тот случай.

Короче, еще раз – всем спасибо.

5 комментариев для “Татьяна Вольтская

  1. Ха-ха-ха? Как пел Высоцкий, каюсь, каюсь, каюсь! «Я ошиблась , это совсем «не вечеря, а что-то другое». А за что извинялись организаторы? Это было вчера и неправда. Т.е.вчера было правда, а сегодня уже фейк.. Так что это все неважно. Уже давно ничего не важно. На самом деле страшный текст

    1. Ася Крамер: 30 июля 2024 в 19:42

      Множество людей приняли изображённую актёрами сцену «за Тайную вечерю», а, как выяснилось впоследствии, на самом деле отсылка была к картине «Праздник Богов» голландского художника Яна Харменса ван Бильерта, созданной около 1635 года.

      А Оргкомитет не извинился, а выразил сожаление в связи с возникшей путаницей.

      Так что, Ася, напрасно Вы залихвастки ха-ха-ха! Торжествуете Вы предельно безвкусно и впустую…

  2. Татьяна Вольтская

    Ошибки надо признавать – да, я ошиблась с «Тайной вечерей», отсылок к которой, как выяснилось, не было и в помине на церемонии открытия Олимпиады в Париже. Причина проста – смотрела не целиком, первым увидела отрывок с длинным столом, за которым виден ряд людей, в центре фигура с нимбом. У меня – и, видимо, у миллионов людей по всему миру такая картинка вызывает мгновенную ассоциацию с «Тайной вечерей», причем не только Леонардо. И в рамках этой ассоциации образы, созданные драг-артистами, меня, мягко говоря, не порадовали. Бахуса я увидела позже, и он у меня как-то не соединился с этим столом и фигурами за ним.

    Читать дальше в блоге.

    1. Виктор, значит вы не просто ставите интересную информацию, как вас приставляет администрация, а занимаетесь односторонней пропагандой. Пропагандой того, чего вы сами не понимаете, но вам кажется что понимаете. С сегодняшнего дня я объявляю вам свой личный бойкот. Такого блогера для меня не существует.

      1. Ася Крамер: 30 июля 2024

        Вспомнился следующий диалог из одной оперетты:

        — У меня жених есть!

        — Это несомненно.

        — Он узнает: будет так переживать!

        — Я даю Вам, Лора, слово джентльмена,
        Что на это дело мне плевать!

Добавить комментарий