Юлия Пятецкая

Я не люблю торжественные церемонии как жанр, независимо от события, открытие парижской Олимпиады не смотрела, и у меня не может быть мнения о том, насколько это художественно, стильно, модно, молодежно, свежо, певуче, бездарно и кошмарно.

У меня есть некоторое недоумение от того, что я вижу в новостях и ленте, которая стремительным домкратом рубится по поводу осквернения христианских святынь организаторами Олимпиады. Одни утверждают, что там был намек на «Тайную вечерю» Леонардо, другие доказывают, что это намек на другую работу совсем другого художника. Одни кричат — есть надкус, другие — шо нет.

Интеллигенция фраппирована и крайне огорчена.

«Культура по своей природе – система ограничений. Руками есть ведь тоже – не преступление, и сморкаться в пальцы, но почему-то мы этого не делаем – с общего согласия. А вот согласие насчет того, что не стоит глумиться над тем, что безразлично тебе, но дорого другому – куда-то делось. Говорите, церемония направлена на воспитание терпимости в обществе? То есть, когда одна часть общества плюет на символы и образы, чрезвычайно дорогие для другой части общества – это и есть воспитание терпимости? Что-то мне подсказывает, что психологи и педагоги с этим не согласятся».
СМИ лихорадочно освещают.

«В сцене, которая воспроизводила библейскую сцену последней трапезы Иисуса Христа и его апостолов перед распятием, были задействованы трансвеститы, трансгендерная модель и обнаженный певец, загримированный под греческого бога вина Диониса.

Организаторы летних Олимпийских игр-2024 в Париже извинились перед верующими после шквала критики из-за пародии на картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» на церемонии открытия Олимпиды-2024».

В сценах, которые воспроизводят сцены, работники СМИ на моей памяти ещё ни разу не извинялись за свое невежество и косноязычие. Но я, собственно, об оскверненных святынях.

Тайная вечеря — это мифологический сюжет. Последняя трапеза Иисуса с его учениками, на которой они попили вина, закусили хлебом (или сливами), он заповедовал любовь и смирение, но предрек предательство. После чего по доносу Иуды Иисуса арестовали, судили и распяли. И он долго умирал в муках. Все остальные его ученики разбежались, слова в защиту никто не сказал. Петр вообще отрекся. Но несмотря ни на что Христос воскрес. Смертию смерть поправ. Я ничего не путаю?
Об этих символах и образах, чрезвычайно дорогих другой (?) части общества, речь? На них следует воспитывать терпимость? Терпимость к чему? Лжи и предательству? бездушию и равнодушию? космическому одиночеству страдающего? По-моему, с терпимостью к чужим страданиям в человеческом обществе всегда было прям отлично.

Культура — это, безусловно, система ограничений. Неприлично красть в гостях серебряные ложки, бросать бычки с балкона и слушать баскова. А ещё культурная система ограничений бесперебойно работает как система репрессий и уничтожения инакомыслящих, доносов, травли и шизофренических расправ во имя божье. Веками и прямо сейчас. Когда христианские ценности неутомимо несет в народ путин и кирилл, нес, но не донес паша-мерседес, а Ватикан, на котором преступлений — как на Жучке, блох, продолжает утопать в роскоши. Хотя Христос вроде бы пришел к бедным и больным, а не к богатым и здоровым.

Вы это серьезно, про систему ограничений? После расстрела парижской редакции, после приговора Pussy Riot, после того, что случилось с Рушди? После веков крови, пролитых в религиозных войнах? После всего и на фоне всего вы сейчас цепляетесь к организаторам, у которых на тайной вечере — трансгендер?

В мире, где верующие могут зарезать за книжку, застрелить за карикатуру, надо ещё больше терпимости к их чувствам? Почему не наоборот, я понять не могу? Почему не верующим, которым господь вроде бы заповедовал смирение, мудрость и любовь, надо быть терпимее к книжкам, рисункам и праздникам? Почему им на это не указывать всякий раз, когда они приходят требовать извинений и запретов? Почему церковь, которая отделена от государства, считает возможным ставить на место организаторов светского мероприятия? Почему верующие не отцепятся от тех, кто не разделяет их ценности? Почему верующие с таким трудом включают мозги и все время ищут, на что бы обидеться и чем бы оскорбиться? Почему церковь, азами которой на словах являются любовь и смирение, постоянно демонстрирует обратное, пытаясь взять под свой контроль жизнь современного общества? За что извинились организаторы Олимпиады? Что они сделали плохого? Кому? Унизили Христа? Чем? Тем, что вместо избранных за столом разные? А ученики Христа ничем его не унизили? Или тут тоже вечная проблема теодицеи?

«Он покачал головой. «Подумать только, какую компанию он себе собрал. Петр отрекся, Фома усомнился, а Иуда предал. Трое из двенадцати! Двадцать пять процентов брака. Да любой начальник кадров слетел бы за такой подбор. Без права занятия должности. Вот Петр: ведь только случайно и он не стал предателем. Ну как же. Его тогда какая-то девка из дворца правителя признала: «Э, да ты тоже из них?» А что он ей ответил? «Знать его не знаю, ведать не ведаю, и дела мне до него никакого нет». И так три раза: нет, нет и нет».
Юрий Домбровский, «Факультет ненужных вещей».

 

Игорь Симонов. «Второе пришествие»

Один комментарий к “Юлия Пятецкая

  1. Юлия Пятецкая

    Я не люблю торжественные церемонии как жанр, независимо от события, открытие парижской Олимпиады не смотрела, и у меня не может быть мнения о том, насколько это художественно, стильно, модно, молодежно, свежо, певуче, бездарно и кошмарно.

    У меня есть некоторое недоумение от того, что я вижу в новостях и ленте, которая стремительным домкратом рубится по поводу осквернения христианских святынь организаторами Олимпиады. Одни утверждают, что там был намек на «Тайную вечерю» Леонардо, другие доказывают, что это намек на другую работу совсем другого художника. Одни кричат — есть надкус, другие — шо нет.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий