Всеволод Орлов

РФ сформировала за квартал дефицит бюджета примерно в два раза больше, чем запланировала на весь год. Эту духоподъемную весть несут по всем ютьюбовским закоулкам граждане, которых тусовка считает экспертами в части экономики. Ютьюб-конферансье с умным видом кивают. А мы немножко займемся не столько вопросами экономики, сколько так называемой медиаграмотностью.

Видит Бог, мало кто так сильно, как я, желает рфовской экономике скапуститься как можно скорее. Не только потому, что нацистско-террористическое государственное образование должно получить себе на голову все заслуженные им кары. Но и потому, что клептократическая экономика даже без ведения несправедливой войны объективно должна сдохнуть.

Ну, просто есть некоторые общие закономерности. Если свыше 70% экономики так или иначе зависит от господдержки, то получается следующая картина. Бюджет вливает деньги в экономику, эта экономика отдает ему обратно налоги, заведомо меньшие, чем вливания, из этих налогов финансируется очередной этап вливаний, с которых возвращаются еще меньшие налоги. Понятно, что это финансовая перевернутая пирамида по принципу, а перевернутые пирамиды обязаны падать. Не сразу, конечно: можно строить целые леса подпорок — от увеличения налогов до хитрой игры с отложенными циклами финансирования. Но падать придется все равно.

Однако синдрома раннего арестовича не надо. В действительности всё, как обычно, не так, как на самом деле. В частности, бюджет — это не бассейн с двумя трубами — в одну непрерывным потоком вытекают бюджетные ассигнования, а в другую так же постоянно втекают налоговые поступления. На этих трубах стоят реле, которые включаются и выключаются в определенные периоды. Более того, на них еще и вентили есть, которые вручную управляются разными ответственными дядями.

Что сложилось в реальности, а не в либеральном ютьюбе?

Труба, через которую вытекают бюджетные ассигнования включена по полной именно в первом квартале — реле сработало, прошли авансовые платежи в те сферы, которые определили в приоритеты. И вручную краник еще подкрутили. Поэтому в бюджетных строчках написано, например: производство новых погон с золотым шитьем для шойги и его свиты — 100 хрентильонов рублей каждый месяц. В реальности в январе взяли 600 хрентильонов и отдали Верхнекокшайской погонопошивочной фабрике. Запланировано 100, в реальности потрачено 600. Образовалась дыра в 500. Но она будет постепенно зарастать, так как в феврале, марте, апреле, мае, июне соответствующие 100 хрентильонов тратить уже не будут — потратили заранее.

Почему так сделано? Потому что производство циклично: ему надо сразу денег на закупку сырья, материалов и комплектующих, ему надо регулярно платить зарплаты, и этих денег у него нет, а появятся они только тогда, когда из СМК получится готовый продукт и этот продукт будет продан. Нормальный бизнес в этих обстоятельствах лезет в кредиты на оборотку. Иименно поэтому, кстати, когда те же великие ютьюб экономисты говорят, какая высокопрофессиональная у них подруга юности Набиуллина, как своими мудрыми, но, к сожалению, приложенными к злому делу усилиями он держит путиномику, — не верьте. Эта специфическая женщина со своим молотком ключевой ставки, постоянно повышающая цену тех самых кредитов на оборотку, которыми живет бизнес, раскручивает инфляцию и душит производство, причем свято уверена, что, напротив, инфляцию снижает. В какой мере это обеспечено ее личной глупой догматичностью отличницы-зубрилки, а в какой — аппаратной мудростью обозначения перед начальством работы унд заботы, — не имеет значения, так как результат один и тот же.

Однако применительно к бюджетному дефициту речь идет не о кредитовании нормального бизнеса, а о вливаниях в военно-промышленный комплекс бюджетных денег, и тут все немного иначе. Когда по телеящику показывают вороватого прораба, переодетого в латиноамериканского диктатора, который корчит в каком-нибудь цеху государственноозабоченное ебальце, глядя на какую-то херь, в которой не понимает ровно ничего, хоть все глаза выгляди, но грозно дает какие-то малоосмысленные указания, — как-то забывается экономический смысл происходящего.

А он таков. Щедрое государство попросту платит вперед за еще не произведенные снаряды с беспилотниками, это как бы короткое замыкание такое в товарно-финансовой цепочке. И оно реально плохо для экономики, но вовсе не тем, что кой-какие бюджетные деньги потратили вперед. Проблема в том, что потратили их а) без прибыли (деньги не родили новые, бОльшие деньги, а ушли беспроцентно); б) без экономического смысла, потому что военная продукция в классическом смысле не имеет конечного потребителя, она не только не возвращает в экономику деньги сверх тех, которые в нее инвестированы, но и те, которые инвестированы, обращает в шлак и дополнительные расходы.

Но с бюджетом при этом все совершенно нормально, он просто потерял немного процентов на авансовом платеже, и то в теории — потому что на практике бюджетные деньги в руках у великих суперпрофи никаких процентов не приносят и не могут принести. Точнее — приносят, но не бюджету, а управляющим бюджетом на личное потребление.

Короче, со стороны расходов нет пока бюджетного дефицита, на самом деле, а есть определенный ритм проведения затрат: сейчас побольше запланированного, потом поменьше запланированного, в конце периода — все в балансе, гладко и по плану. А если не по плану, то в результате новых входящих обстоятельств, а не расчетных ошибок.

То же касается и вливающейся трубы. Налоги, и особенно те, что идут в федеральный бюджет, рассчитываются от некоторой облагаемой базы, а база эта возникает по итогам разных производственных активностей на разной длины периодах. В начале года поступлений меньше, поскольку еще нет возможности посчитать, сколько налогов надо внести, а по осени считают цыплят — и в бюджет начинают литься рекой денежки. Это один из факторов, кстати, из-за которых ряд статей бюджета в конце года недофинансированы: деньги приходят тогда, когда их освоить в рамках года уже почти невозможно, и их тупо относят на следующий период — на первый квартал следующего года. Что в том числе ведет к сокращению бюджетного дефицита.

Таким образом, тот факт, что по итогам первого квартала расходы превысили доходы свыше запланированного означает не то, что втюхивают обывателю. У обывателя стараются создать впечатление «ну, если они уже в начале года не могут концы с концами свести, то к концу-то с такой тенденцией будет еще хуже». Это чистое вранье и манипуляция — к концу будет очень намного лучше. Более того, все это было на практике видно всякому, у кого память хотя бы чуть длиннее, чем у аквариумной рыбки, на примере прошлого года. То же самое было: в начале-середине года все эти ютьюб-трепачи хлопали в ладоши на ту же тему «дефицит бюджета превысил план», а в конце недоуменно разводили руками и говорили, что повезло же гадам каким-то чудом исправиться. А чуда не было — была вполне среднестатистическая политика управления бюджетом.

Значит ли это, что в рф-экономике все зашибись? Категорически нет. О некоторых фундаментальных «не зашибись» я сказал выше. Есть и еще интересные вещи кроме, и их очень много.

Например, тот факт, что РФ — это последовательно и целенаправленно деиндустриализированная страна. Деиндустриализация означает не просто тот факт, что когда украинский беспилотник взрывает какую-нибудь крекинговую колонну на НПЗ, деталек для новой такой колонны нет, и их надо откуда-то привозить.
Деиндустриализация означает, что нет системы разработки и внедрения технологий. Ее нет настолько, что ни один проект даже в такой ущербно-нищебродской сфере , как так называемый реверсный инжиниринг толком не сработал. То есть деталек не только нет, но и никогда не будет. А значит, добавленная стоимость регулярно сливается за рубеж. И будет сливаться всегда. А добавленная стоимость — это основа рф-налогообложения, это едва ли не единственный налог, который гений рэкетирской цифровизации Мишустин научился собирать. Но собирает он его, в конечном счете, не для себя, а для китайского и индийского дядей. Такой вот патриотизм, суверенность и импортозамещение.

Или тот факт, что аммортизационные отчисления на основные фонды в РФ практически не ведутся десятилетиями — проедаются. Собсно, более или менее тучная жизнь 20% рф-населения — это не столько нефтедоллары, сколько проеденная аммортизация. На выходе это означает рост промышленных и техногенных катастроф из-за износа оборудования. Что-то, конечно, спишут на коварный беспилотник, который пролетел звездильон километров, чтобы цинично поразить говноотсос Нижнезажопинского целлюлозно-тряпичного комбината. Но это пиару важно, «кто виноват», а экономике — «что делать». И в режиме «что делать» похрену, фантастический беспилотник или реальный износ основных фондов, — существенно, что в Нижнезажопинске больше нет говноотсоса и в силу рассмотренных выше обстоятельств уже никогда не будет при всей красе парадных сводок о росте благосостояния народа в реальном выражении.

В общем, проблемы колоссальны унд фундаментальны, решений на практике не имеют, но лежат совсем не в тех областях, о которых говорит большинство ютьюб-проповедников. Относиться к их «анализу» надо очень осторожно. Особенно — когда они предлагают обывателю «не, ну вы сами можете проверить». Это манипуляция — ничего обыватель проверить не может. Он может только сверить: проповедник сказал 10 хрентильонов и вот по ссылкочке написано 10 хрентильонов. А чего 10, куда 10, как сработают 10, хотя бы много это или мало? Точно по бородатому анекдоту: Прибор? — Восемь. — Че восемь? — А че прибор?

Каков практический вывод из всей этой тягомотины? Ну, например, такой: если ютьюб-проповедник сейчас возбужденно трет о гигантском бюджетном дефиците в РФ, он либо нихрена не понимает в рф-экономике, либо врет вам в глаза с единственной целью — удержать ваше внимание и срубить чуток себе на пиво с алгоритмов монетизации ютьюба. Ставим на такого красную меточку и никогда не принимаем впредь его слова по любому поводу за чистую монету.

Один комментарий к “Всеволод Орлов

  1. Всеволод Орлов

    РФ сформировала за квартал дефицит бюджета примерно в два раза больше, чем запланировала на весь год. Эту духоподъемную весть несут по всем ютьюбовским закоулкам граждане, которых тусовка считает экспертами в части экономики. Ютьюб-конферансье с умным видом кивают. А мы немножко займемся не столько вопросами экономики, сколько так называемой медиаграмотностью.

    Видит Бог, мало кто так сильно, как я, желает рфовской экономике скапуститься как можно скорее. Не только потому, что нацистско-террористическое государственное образование должно получить себе на голову все заслуженные им кары. Но и потому, что клептократическая экономика даже без ведения несправедливой войны объективно должна сдохнуть.

    Ну, просто есть некоторые общие закономерности. Если свыше 70% экономики так или иначе зависит от господдержки, то получается следующая картина. Бюджет вливает деньги в экономику, эта экономика отдает ему обратно налоги, заведомо меньшие, чем вливания, из этих налогов финансируется очередной этап вливаний, с которых возвращаются еще меньшие налоги. Понятно, что это финансовая перевернутая пирамида по принципу, а перевернутые пирамиды обязаны падать. Не сразу, конечно: можно строить целые леса подпорок — от увеличения налогов до хитрой игры с отложенными циклами финансирования. Но падать придется все равно.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий