Владимир (Зеев) Гоммерштадт Одесса Свободный город

                                                 Помогите себе сами, и Бог вам поможет! (Лев Пинскер)
             Одесса — город с устойчивой еврейской репутацией. И не так важно, живет здесь 50% евреев или 2%. Евреи обитали в городе и до его основания в результате Русско-турецкой войны. В турецкой крепости Хаджибей, которую отвоевал бравый испанец (а по некоторым данным марран) Иосиф Дерибас, насчитывалось шесть еврейских семей. Археолог Андрей Добролюбский раскопал на Приморском бульваре фрагменты еврейских надгробий, датированные «доодесским» периодом, который продолжался до конца XVIII в.
    На момент официального основания Одессы в 1794 году в ней проживали 246 евреев, что составляло 10% населения.  Они работали на земле, что по закону Российской империи запрещалось, отдыхали в кафе, ходили в театр — иными словами, были как все прочие граждане.
16 апреля 1817 года император Александр Первый своим указом даровал «порту и городу Одесса права и свободу торговли, присвоенные порто-франко». Режим беспошлинной торговли, подкреплённый выгодами положения в точке сходимости морского глубоководного подхода и, водных маршрутов крупнейших рек Черноморского бассейна и удобных равнинных подъездов, быстро сделал город одним из мировых торговых центров. Одесса стала единственным безальтернативным вариантом для ввоза и вывоза товаров с южного направления Российской империи, город при этом получал огромные возможности для своего развития. Покупая сырьё без пошлины, предприниматели открывали в черте порто-франко заводы, перерабатывающие это сырьё. А уже потом, готовая продукция считалась произведённой на территории России и так же без пошлин продавалась внутри страны. Многие делали себе состояние, за первые пять лет порто-франко, Одесса вышла на третье место по торговым оборотам в империи, а затем и на второе — немного уступая только Петербургу.
                 Один из первых межнациональных конфликтов произошел в Одессе из-за театральных пристрастий. Еврейские ценители прекрасного и греки не сошлись взглядами на творчество итальянской примадонны, и дело закончилось банальными пощечинами. Более того, одесские евреи впервые в истории Российской империи стали давать отпор погромщикам, создавая отряды самообороны.
          Светлейший князь, генерал-фельдмаршал Михаил Семенович Воронцов, герой войны с Наполеоном, вопреки всем известной эпиграмме Пушкина («Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец»), был одним из самых образованных людей своего времени. На посту Новороссийского генерал-губернатора он пробыл более 30-ти лет с 1825 по 1856 год. Этот период называют «золотым веком» Одессы.
           Евреи относились к графу с особым почтением и благодарностью, и было за что. По-европейски образованный (вырос Михаил Семенович в Англии), к иноверцам относился без предубеждения, видя только пользу, которую активный народ может принести его краю. При Воронцове в Одессе были открыты еврейские общественные школы, главная синагога, молитвенные дома. Михаил Семенович даже выступил против высочайшего указа правительства, согласно которому евреи империи делились на полезных и бесполезных. Полезными предполагалось называть купцов третьей гильдии, цеховых ремесленников, земледельцев и тех мещан, которые владеют недвижимым имением. Воронцов обратился с письмом к Николаю I, в котором отметил, что название «бесполезных» для нескольких сотен тысяч людей, по воле Всевышнего издревле живущих в Империи, несправедливо. Он написал, что к бесполезным нельзя также относить и многочисленное сословие раввинов и других духовных законоучителей, которые ранее самим правительством считались полезными. Воронцов подчеркнул пользу, которую приносят краю многочисленные торговцы и указал на неуместность слова «бесполезный» по отношению к целому народу. Вельможа не постеснялся и просто попросить императора сделать судьбу евреев менее тяжелой: Зная, сколь Ваше Императорское Величество благоволите мне, недостойному высокой милости, припадаю к стопам Вашим, Государь, о смягчении судьбы несчастного народа.
                                                        Драконовский указ стараниями Воронцова был отменен.
Михаил Семенович всячески способствовал развитию еврейской общины. Он даже добился немыслимых вещей: одесскую синагогу посетила императрица Александра Федоровна, а император Николай I с наследником престола «осматривал в подробности» еврейские школы и больницу.
          Погром 1881 года потряс еврейскую общественность Одессы. Тогда бандиты на поезде объезжали города, находили единомышленников и принимались грабить и убивать. Именно тогда известный одесский врач, герой Крымской войны, Леон (Лев) Пинскер, ранее стоявший на позиции ассимиляции, решил, что его соплеменникам необходимо собственными силами строить свое государство. Уже в 1882 году в Германии вышла его брошюра «Автоэмансипация», в которой Пинскер призвал евреев стать нацией, выработать конкретную программу самоосвобождения, создать государство. Закончил он книгу призывом:
                                                    Помогите себе сами, и Бог вам поможет!
Эти слова нашли горячий отклик среди евреев, и они начали действовать. В Одессе был создан Палестинофильский комитет — единственная легальная сионистская организация в Российской империи. Лучше всего его деятельность отражена в полицейских отчетах. Например, рапорт 1886 года:
…По собранным негласным путем сведениям обнаружено следующее: немедленно после еврейских погромов в Одессе начали образовываться кружки, целью которых было способствовать в материальном отношении евреям, выселявшимся из России в Америку и Палестину.
Комитет собирал деньги среди евреев для евреев. На эти средства у турок и арабов покупали земли в Палестине — вся земля, на которой стоит Израиль, была куплена евреями. На эти деньги организовывали и поддерживали сельскохозяйственные поселения в Палестине.
В Одессе стали обучать тысячи переселенцев ивриту, ремеслам и земледелию. Одесский публицист Моше Лейб Лилиенблюм писал в то время:
Одесса представила пример того, как евреи, вместе с другими пришедшие на здешние пустынные земли, взялись за постройку прекрасного города и успешной гавани. Так что они вполне могут это повторить и на земле Обетованной.
Одним из активных деятелей Палестинского комитета был Меир Дизенгоф, впоследствии первый мэр Тель-Авива.
https://jewishnews.com.ua/community/evrejskaya-ukraina-10-faktov-o-evreyax-odessyi

         Александр Грановский  раз в месяц ходит на могилу Любавичского Ребе, жертвует миллионы Хабаду мечтает основать «тысячи домов Хабада в Израиле». Данкнер и другие члены группы уже надевают тфилин и неоднократно заявляют, что не боятся никого, кроме Бога и раввина Любавича. У входа в свой великолепный кабинет в здании банка «ФИН», которым он владеет, закреплена огромная мезуза. В его офисе настоящее внимание привлекают полки, заполненные книгами Гемары и Торы, переведенными на Русский, рядом с «Сефер ат-Тора», молитвенниками и книгой «Слихот».
                                Возможно, удастся вернуть Одессу на былую высоту – Одесса свободный город.
               Раввины из России и Украины посетили 32-й Генеральный съезд Конференции европейских раввинов (CER) и молились за прекращение войны на Украине.
Zvika Klein, Jerusalem Post, June 3, 2022–06–03

Один комментарий к “Владимир (Зеев) Гоммерштадт Одесса Свободный город

  1. Евреи относились к графу М.С. Воронцову с особым почтением и благодарностью, и было за что. По-европейски образованный (вырос Михаил Семенович в Англии), к иноверцам относился без предубеждения, видя только пользу, который активный народ может принести его краю. В Отечественную войну 1812 г. генерал М.С. Воронцов, командир 2-й сводно-гренадерской дивизии, в период отступления русской армии сражался под Миром, Романово и Салтановкой, геройски дрался под Смоленском. Вполне вероятно, он был знаком с еврейской почтой Любавического ребе.

Добавить комментарий