Карина Кокрэлл-Фере. «…И ДО КОНЦА СВЕТА»

Город НОРИЧ печально известен еще одним событием. Первым (задокументированным) в истории Европы еврейским погромом и первой задокументированной информацией о «кровавом навете».

Единственный источник, не подтвержденный НИКАКИМИ другими источниками— это увесистый том “Жизни и чудес Уильяма Норвичского” написанный по-латыни монахом бенедиктинцем местного собора Томасом Монмаутом в 1173 году (когда участников предполагаемых событий в живых не осталось).

Краткое содержание его бестселлера таково. В 1145 году родители некого Уильяма (двенадцати лет), англо-саксы Венстон и Элвива отдают сына в ученики местному кожемяке. Он часто относит заказы клиентам, среди которых — много евреев. Накануне Пасхи к матери Уильяма подходит некий человек и говорит, что на кухне архидьякона Норича требуется помощь: готовится пасхальный обед и спрашивает у матери, нельзя ли нанять ее мальчика поваренком. Работа эта считается престижнее работы ученика кожевника. Мать соглашается. Неизвестный вносит Элвиве аванс за его работу — 3 шиллинга, и мальчик уходит с ним, по дороге зайдя к своей тетке, чтобы сообщить ей хорошую новость. Тетка, как пишет бенедиктинец, подозревает неладное и когда Уильям и незнакомец ушли, отправляет вслед свою дочь. Девочка потом якобы рассказывает, что Уильям с незнакомцем (идентичность которого- загадка) вошли в дом одного из норичских евреев, живших в особом районе недалеко от Крепости. И все. Была ли девочка, был ли мальчик? Кроме красочных пассажей Монмаута, никаких доказательств нет.

Далее первооткрыватель жанра детектива сообщает, что тело со следами множественных порезов обнаружил лесник в Торпском лесу.

Но на одной только леденящей истории каких-то невнятных норичан далеко не уедешь и воображение не поразишь, поэтому автор грамотно расширяет тему до религиозно-апокалиптического масштаба, сообщая, что познакомился с неким Теобальдом Кембриджским, выкрестом, (нигде о нем никаких сведений больше нет) который якобы поведал ему «инсайд»: каждый год в Нарбонне (?) собирается всемирный совет “мирового правительства” евреев (содержание некоторых голов не меняется тысячелетиями!) и они якобы назначают страну, в которой следует убить младенца, чтобы выпустить их него кровь и совершить ритуальное распятие, которое вернет им контроль над Иерусалимом. Вот это уже, согласитесь, идеологическая сюжетная находка, с какой приору можно работать.

Между тем, на могиле Уильяма за одну ночь якобы расцвели розы, начали ходит безногие, заговорили немые итд, что доказывало (так и сказал): «ритуальное уб&ийство совершили евреи». В показаниях якобы свидетелей не было недостатка: некоторые из них обнаруживали такое глубокое знание вопроса, что уверяли: у еврейских мужчин бывают менструации, и уби&вая христ&ианских мл&аденцев они восполняют недостаток сил и крови. Вот такая средневековая «нутрициология».

Шериф Джон де Чесни, не желавший превращения города в кровавую бойню, укрыл еврейские семьи в Норичской Крепости.

Еврейская община к 1145 году жила в Британии только 9 лет. Они пришли из Франции вместе с норманнами, говорили по-французски и были для местных англо-саксов, которые раньше вообще не видели евреев и знали о них только, что “они распяли нашего Христа”, не только завоевателями, но и последователями враждебного культа с непонятными традициями.
Выпускание крови из предназначенных в пищу животных причудливо трансформировалось в воображении людей в человеческое жертвоприношение. Евреев ничего не стоило демонизировать, тем более, что на них было легче вымещать недовольство завоевателями, не связываясь с вооруженным норманнским рыцарством.

Предыдущий приор Норичского собора не поверил навету: он просто не увидел ВОЗМОЖНОСТЕЙ, которые тут же радостно осознал сменивший его в 1146 году норманнский приор Уильям де Турбевилль, полный амбиций и новых идей. Он был образован и прекрасно знал о “кровавом навете”, который римляне возводили на первых христиан (потом — папы будут обвинять в том же —слово в слово—катаров и альбигойцев, начиная с 12 века).

По мере того, как набирали размах крестовые походы, и сами британские рыцари-норманны начинали видеть в евреях источник финансирования «без отдачи». Взять деньги, а потом физически устранить заимодавцев, обвинив их в жутких преступлениях, стало все более частой практикой.

В общем, “кровавый навет” и обвинение в человеческих жертвоприношениях возводили на любых врагов с целью их демонизации с незапамятных времен.

Показательно, что этот “навет” всплыл и в 21 веке (!) в истории о якобы “распятом мальчике” украинской армией в Славянске. Даже сейчас чудовищная медийная ложь обнаружилась не сразу, однако в Средние века, когда розовый куст чудесно расцветший, мог служить «неопровержимой» уликой против евреев, установление истины было совершенно невозможно.

Но вернемся в Норич, где предприимчивый Уильям де Турбевилль уже смекнул, что наличие в Соборе мощей святого, убиенного «врагами веры» — есть прекрасный повод для основания местного культа и способ пополнения соборной казны. Пилигримы устремятся в Норич поклониться святому, а где пилигримы, там полные постоялые дворы, принадлежащие монастырю, пожертвования, бойкая торговля и другие статьи дохода. К тому же, наличие мощей святого придавало огромный престиж монашеской общине.

Уильяма откапывают и кости помещают в раку, под троном самого приора. И культ действительно начинает приносить монахам отличный доход!

Более того, о выгодах обладания собственным святым прослышали и другие города. После этого «распятые мальчики» начинают со скоростью эпидемии появляться и в Британии, и в Европе. Наиболее известны святой Харольд Глостерский (1168), святой Роберт из Бери Сент Эдмундса (1181), святой Хью Линкольнский (1255) итд.

Никто не учитывал и такое обстоятельство: наличие гигантских монашеских общин — то есть большое количество здоровых половозрелых мужчин в сутанах, давших вечный, неестественный для организма, обет воздержания — теперь они получили прекрасную возможность не только удовлетворять собственные извращения, но и получали прекрасный способ отвести от себя всяческие подозрения.

Бесполезно было объяснять охваченным юдофобией, что кровь недвусмысленно запрещает употреблять в пищу еврейский закон, что нахождение коэна (священника) в одном помещении с мертвым телом считается осквернением. Причинно-следственные связи не работают в невежественных головах, и запугать их легче легкого.

В 17 веке к кровавому навету добавилась еще одна «гастрономическая» деталь — якобы добавление крови в мацу, и вот, обычное хлебобулочное изделие превратилось в предмет ненависти и запугивания.

В итоге эпидемия “кровавых наветов” преодолела Ла Манш и покатилась по Европе.
А началось все в Нориче, усилиями приора Уильяма де Турбевилля и его наемного пера Томаса Монмаута, не пожалевшего ни чернил, ни воображения…

Культ святого Уильяма Норвичского просуществовал почему-то недолго, и особой популярности в народе не имел.

Евреи были изгнаны из Англии 18 июля 1290 года королем Эдвардом I с формулировкой «от сегодняшнего дня и до конца света”. И только Оливер Кромвель, которому, из-за его протестантства, итальянские банкиры отказывали в финансировании, издал в 1657 указ разрешающий евреям селиться в Британии.

Хотя романтичные французы и изобрели поговорку «ищите женщину» как первооснову конфликтов, «ищите деньги», пожалуй, более прозаичное, но верное предположение.

В общем, “кровавый навет” вызвали к жизни гремучая смесь из следующих “ингредиентов”: финансовые расчеты средневековой европейской элиты; необходимость культа местночтимых мучеников-святых, от которых имела выгоды элита клерикальная; и дремучая ксенофобия, невежество и желание найти виноватых в тех, кто жил и веровал иначе…

И самое будоражащее. Когда несколько лет назад в Нориче строили торговый центр, то наткнулись на древний колодец, заполненный скелетами…

Анализ показал, что все 17 останков принадлежат одной еврейской семье, жившей в конце 12-начале 13 века. 11 из них — детские тела…

Профессор Блэк, занимавшаяся анализом страшной находки, в 90-е принимала участие в опознании тел боснийцев после сербских этнических чисток и заявила очевидное: природа всех этих погромов одна и та же—зверство, вселяющееся в людей, которое распространяется как эпидемия, если его поощряют.

Навету о “распятом мальчике” пора бы уже давно стать синонимом гнусной медийной ЛЖИ, направленной на демонизацию тех, кого объявили врагом. Самое удивительное, что “кровавый навет” до сих пор находит в мире свою аудиторию —в двадцать первом веке, как и в двенадцатом: загадка человеческого сознания. Или его отсутствия…

Норич — очень живописный, доброжелательный и веселый город на берегах текущей под ивами медленной реки.

Как хорошо, что люди извлекают уроки из страшной истории, делая ее невозвратимым прошлым. Точка.

 

Один комментарий к “Карина Кокрэлл-Фере. «…И ДО КОНЦА СВЕТА»

  1. Карина Кокрэлл-Фере. «…И ДО КОНЦА СВЕТА»

    Город НОРИЧ печально известен еще одним событием. Первым (задокументированным) в истории Европы еврейским погромом и первой задокументированной информацией о «кровавом навете».

    Единственный источник, не подтвержденный НИКАКИМИ другими источниками— это увесистый том “Жизни и чудес Уильяма Норвичского” написанный по-латыни монахом бенедиктинцем местного собора Томасом Монмаутом в 1173 году (когда участников предполагаемых событий в живых не осталось).

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий