Ситуационная литература

Мои родители работали в издательстве и, хоть и не были литераторами, кое-что насчёт литературы изучили. Например, они говорили мне, что литература, в которой основным действующим элементом является ситуация, – не лучшая литература.

Например, идёт человек, и с него сваливаются штаны. Это смешно, но не лучший юмор. Эффект достигается слишком легко, автоматически, и писательское мастерство не востребовано.

Или, скажем, в школе мальчик любит девочку, но девочка вдруг умирает, да и мальчик какой-то убогий. Всех жалко, сама ситуация вызывает эмоции. Читатель скажет, что текст бездонной глубины, и это будет правильно, поскольку сама смерть бездонна. Такой текст будет действовать, даже если написан средне. И его даже критиковать как-то неудобно – в этом бесчувственность, граничащая со святотатством.

Или, например, вот мальчик, а вот уже глубокий старик. Маркеры расставлены, читатель плачет. Текст очень человечный, потому что проецируется на жизнь каждого.

И всё это работает потому, что читатель не знаком с концепцией ситуационной литературы.

Всё вышесказанное относится к использованию стандартных ситуаций для создания эффекта. Но хорошие авторы могут придумывать и оригинальные ситуации – в качестве примера назову песню Александра Галича «Ошибка». В таких случаях ситуационная литература поднимается на истинно художественный уровень.

Добавить комментарий