Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш 24 октября заявил, что нападение ХАМАС на Израиль произошло «не в вакууме». «Палестинцы на протяжении 56 лет подвергаются удушающей оккупации. Они страдают от насилия, надежда на политическое решение их судьбы исчезает», — сказал он. В ответ израильский министр иностранных дел отменил запланированную встречу с генсеком ООН, а постоянный представитель Израиля при этой организации призвал Гутерриша уйти в отставку.
Джентльменский набор интеллектуала
Гутерриш — почтенный португальский политик, экс-глава Социалистического интернационала, при этом вовсе не радикальный левый, а скорее левоцентрист. И он не сказал ровным счетом ничего, что не говорили бы другие почтенные европейские политики год, десять или двадцать лет назад. Разве что в последние недели, под впечатлением от зверств хамасовцев, европейский мейнстрим стал ощутимо более произраильским, так что Гутерришу внезапно пришлось оправдываться и объяснять, что его не так поняли.
Антонио Гутерриш во время визита для наблюдения за подготовкой доставки гуманитарной помощи в палестинский анклав на египетской стороне в провинции Северный Синай. Египет, 20 октября 2023 года. Фото: Kerolos SALAH / AFP / East News
Самое глупое, что можно сделать, — назвать Гутерриша антисемитом и сделать вид, что это исчерпывающее объяснение. В его словах нет антисемитизма — как нет антисемитизма, скажем, в действиях норвежской студентки Мари Андерсен, которая вышла на пропалестинскую демонстрацию в Варшаве с плакатом, изображающим израильский флаг в мусорной корзине, и оказалась в центре международного скандала.
На самом деле все это вообще не про Израиль и Газу, а про Европу, Штаты, Канаду. Про джентльменский набор современного интеллектуала — мультикультурализм, постколониализм, антиимпериализм и т.п. Когда мы изумляемся: ну как же так, ведь вот доказательства чудовищных зверств, вот видео- и аудиозаписи, какой, к чертям, «страдающий палестинский народ», какой «объективный взгляд», какое «с одной стороны, с другой стороны» — мы не понимаем главного. Всех этих людей, от генсека ООН до норвежской студентки, не интересуют факты, не интересуют детали.
Норвежская студентка Мари Андерсен (слева) во время пропалестинской демонстрации в Варшаве. Польша, 21 октября 2023 года. Фото: Volha Shukaila / Zuma Press / Forum
Они религиозные фанатики покруче любого хамасника, у них есть Священное Писание и в этом Священном Писании сказано: угнетенный всегда прав, если угнетенный режет детей и женщин (вариант: взрывает автобусы), то это реализация его священного права на освободительную борьбу. Его можно слегка пожурить за эксцессы, но не сочувствовать его святому делу нельзя. Отсюда сбитая система распознавания «свой-чужой», неразличение добра и зла, нормы и ее нарушения.
Поэтому непродуктивно обсуждать реакцию европейских и американских левых на 7 октября — надо говорить об основаниях такого подхода, обо всей этой картине мира и вытекающей из нее этике. И даже еще радикальнее: либо мы отказываемся от романтического взгляда на историю и перестаем любить всех этих героических бунтарей, с придыханием произносить слова «национально-освободительное движение», читать детям сказки про Робин Гуда, носить футболки с Че Геварой, петь песни про Стеньку Разина, либо давайте примем Шамиля Басаева и Халеда Машаля как современные реинкарнации того же самого.
Израиль как пример мироустройства
Но откуда такое пристальное внимание и такая ненависть именно к Израилю? Почему не к какой-нибудь другой стране в Азии или Африке, где десятилетиями идут войны и резня, жители нищенствуют, а всякие политически (или даже просто этнически) неблагонадежные сидят по тюрьмам или бесследно исчезают? Не антисемитизм ли это?
Нет, конечно. Дело в том, что Израиль просто в силу своих размеров и географического положения оказался слишком наглядным примером того, как устроен этот мир. Такой очевидный островок цивилизации в океане дикарства — причем островок, имеющий наглость противостоять дикарству и даже побеждать его. Что, конечно, противоречит всей неомарксистской этике.
Кроме того, Израиль — это еще и метафора Европы, европейской цивилизации. Которая на самом деле точно такой же остров в море варварства, просто побольше размером и потому имеющая возможность притворяться, будто это не так. А Израиль постоянно об этом напоминает, как бы говоря: хочешь выжить — будь таким, как я. Разумеется, это раздражает, это — если начать по-настоящему вдумываться в происходящее — подрывает веру в богодухновенность твоего Священного Писания. Кому ж такое понравится! Вот и обижаются люди, на митинги с палестинскими флагами выходят, требуют остановить зверства израильской военщины.
Есть и еще одна причина. Неуютно осознавать, что ты живешь в мире, отделенном от первобытного хаоса и хтони какой-то хрупкой условностью — картонными декорациями, театральным задником или защитной стеной, которая на поверку оказывается не прочнее того самого задника.
Что твой приятель, с которым ты утром пьешь кофе в университетском кафе, желает тебе самой настоящей, неметафорической смерти — за века колониального господства, за богатство твоей страны, за то, что женщины в твоем мире ходят с непокрытой головой. А современный человек всеми силами избегает столкновения с неуютом, дискомфортом, со всем потенциально травмирующим. Гораздо легче счесть, что дикарства и варварства не существует, что во всем виноваты угнетение, подавление, оккупация…
Перечитывая Аксенова
20 лет назад Василий Аксенов написал роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» и даже получил за него главную на тот момент российскую литературную премию — букеровскую. XVIII век, Екатерина, Вольтер, балы, фортепьяны, философские разговоры, галантная любовь, вера в неостановимость прогресса. И только временами на заднем плане мелькают какие-то неприятные люди — оборванные, ощеренные, с драными ноздрями и пьяной ненавистью в глазах. А в финале они вдруг вырываются на авансцену, вторгаются в пространство вольтеровской утопии — и убивают, пытают, насилуют всех без разбора куртуазных героев и героинь.
И ведь пугачевщина тоже возникла не в вакууме. И екатерининская Россия была тем еще раем. И за фасадом рококо и классицизма, менуэтов и реверансов происходили вполне жуткие вещи. Но ни автор, ни герои при зрелище погрома отчего-то не задаются вопросом о стоящей за убийцами и насильниками великой сермяжной правде. А просто ловят главного бунтовщика и…
— Я кликнул драгунам, чтоб привязали гада к пушке, брюхом в жерло. Он что-то еще бормотал, изрыгал сквернословия, смешанные с молитвой, весь изливался жидкостями и слизью. Я поджег фитиль. Пушка, крепостная коронада, развалила его на две части.
— Сие не казнь, брат мой, а расплата, — пробормотал Михаил. — Не знаю, мог ли бы я сделать, как ты, но ты ж мой брат… и ты это сделал за нас!
Михаил Эдельштейн. УГНЕТЕННЫЙ ВСЕГДА ПРАВ. ПОЧЕМУ ГУТЕРРИШ ЗАГОВОРИЛ ОБ «УДУШАЮЩЕЙ ОККУПАЦИИ» ПАЛЕСТИНЫ
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш 24 октября заявил, что нападение ХАМАС на Израиль произошло «не в вакууме». «Палестинцы на протяжении 56 лет подвергаются удушающей оккупации. Они страдают от насилия, надежда на политическое решение их судьбы исчезает», — сказал он. В ответ израильский министр иностранных дел отменил запланированную встречу с генсеком ООН, а постоянный представитель Израиля при этой организации призвал Гутерриша уйти в отставку.
Джентльменский набор интеллектуала
Гутерриш — почтенный португальский политик, экс-глава Социалистического интернационала, при этом вовсе не радикальный левый, а скорее левоцентрист. И он не сказал ровным счетом ничего, что не говорили бы другие почтенные европейские политики год, десять или двадцать лет назад. Разве что в последние недели, под впечатлением от зверств хамасовцев, европейский мейнстрим стал ощутимо более произраильским, так что Гутерришу внезапно пришлось оправдываться и объяснять, что его не так поняли.
Читать дальше в блоге.