Владимир Пастухов о коллективной вине

Коллективная вина за войну и военные преступления режима  – опасный и по сути своей преступный сам по себе фантом, который обычно начинается за здравие, а заканчивается за упокой. Коллективная ответственность – метафора, обозначающая объективную вовлеченность всего общества в войну и военные преступления режима, помимо воли и желания отдельно взятого члена общества. Если кто-то не является членом общества или не ощущает своей связи с ним, то и ответственности он никакой не несет и покаяния от него никто не ждет. Как пелось в популярной песенке из рязановского блокбастера 70-х: если у вас нету тети, то вам ее не потерять. Вроде бы я на эту тему многократно и вполне однозначно высказывался, но, как говорил великий Гафт в другом рязановском блокбастере, дискуссия в нашем «гаражном кооперативе» стихийно продолжилась.

Со мной это часто бывает: я так шустро бегу впереди паровоза, что в какой-то момент втыкаюсь в последний вагон, который отчаянно «тормозит» (земля-то круглая, а дискуссии в России ходят по кругу). Вопрос о том, чем отличается объективная «коллективная ответственность» от субъективной «коллективной вины» встал передо мной не сейчас, а ранним утром 24 февраля 2022 года. Для того, чтобы понять, что рано или поздно дискуссия зайдет именно в этот темный лес и что русская душа в экстазе одновременно самооправдания и самобичевания заблудится там в трех соснах, перепутав вину, ответственность и стыд, не надо было ждать полтора года, пока  еврокомиссары с наганами и шашками наголо начнут отнимать машины и парфюмерию у бегущих от войны россиян.

Именно поэтому пост об ответственности, вине и стыде и о недопустимости смешивать одно с другим был одним из первых опубликованных на этом канале. Я понимаю, что все устали и ушиблены совершенно непродуманными и вредными, на мой взгляд, действиями европейских властей, плюющихся санкциями, как фонтан “Шутиха” в Петергофе, в любого, кто случайно наступил не на тот камень. Также я понимаю, что сейчас самое время снять хайп и пожалеть людей, оказавшихся без вины виноватыми, вызвав прилив  отчаянного восторга с их стороны. Но не стоит лечить чужое здоровье своими болячками (у Солженицына, правда, было наоборот, но он известный оптимист).  Поэтому, пожалуйста, не дарите мне своих тараканов (не приписывайте мне того, что я не писал и не утверждал) – у меня своих много. Сам могу поделиться с окружающими, чем регулярно и занимаюсь в этом Телеграм-канале.

И да, американцы несут коллективную ответственность и за Вьетнам, и за Балканы, и за Ирак так же, как немцы несли ее за Освенцим и Дахау. И в то же самое время у отдельно взятого жителя Техаса, Дэлавера или Колорадо нет никакой вины в этом, ни коллективной, ни индивидуальной, если, конечно, они сами непосредственно в этих преступлениях не участвовали. Другое дело, кто и когда с Америки спросит за эти преступления? – Она ведь памятник, кто ее посадит. Я, однако, думаю, что придет время – посадят и памятник. Но это совсем другая тема. А пока, чтобы освежить память, я повторяю свой пост полуторагодичной давности от 14 апреля 2022 года на эту тему ( https://t.me/v_pastukhov/117 ), а также отправлю всех интересующихся к посту от 23 июня 2023 года ( https://t.me/v_pastukhov/655 ), где разместил  отрывок речи Виктора Франкла о коллективной вине, который, как я неоднократно писал, наиболее полно и адекватно отражает мой личный взгляд на эту проблему.

Один комментарий к “Владимир Пастухов о коллективной вине

  1. Владимир Пастухов о коллективной вине

    Коллективная вина за войну и военные преступления режима – опасный и по сути своей преступный сам по себе фантом, который обычно начинается за здравие, а заканчивается за упокой. Коллективная ответственность – метафора, обозначающая объективную вовлеченность всего общества в войну и военные преступления режима, помимо воли и желания отдельно взятого члена общества. Если кто-то не является членом общества или не ощущает своей связи с ним, то и ответственности он никакой не несет и покаяния от него никто не ждет. Как пелось в популярной песенке из рязановского блокбастера 70-х: если у вас нету тети, то вам ее не потерять. Вроде бы я на эту тему многократно и вполне однозначно высказывался, но, как говорил великий Гафт в другом рязановском блокбастере, дискуссия в нашем «гаражном кооперативе» стихийно продолжилась.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий