Надо договаривать некоторые вещи до конца, если ведешь речь о времени.
О шестидесятых, когда вдруг оказалось, что можно снимать почти что хочешь, только волчью роль руководящую большевиков не трогать.
Вечером выпивали вгиковцы с друзьями.
Днем работали.
Ночью писали.
Как у Александра Аронова: «Утром встань, день пиши, вечер пей.»
Как и вот эти трое на снимке, — о ком почти не знают дети, но для нас почти классики: Шпаликов, Ромадин, Тарковский.
А кто их снимал? Может, и Шукшин.
Андрей Гену обожал, от Шпаликова — будто током било.
И когда Шпаликов просто шел по коридору ВГИКА, девчонки замирали, многим казалось — словно он идет по ступеням вверх, в небо, выше, выше, и вот уже не дотянуться до него!
Но Шпаликов не писал сценариев для Тарковского, а Ромадин, как художник-постановщик, делал с Тарковским и «Андрея Рублёва», и «Соляриса».
Все они прожили довольно мало, — не из-за водки, из-за судьбы.
Дольше всех — Михаил Николаевич Ромадин. Но тоже рановато ушел, сразу за семьдесят, в январе двенадцатого.
Свободолюбивые вгиковцы шестидесятых сгорали в «застое» семидесятых — и я более сучьего времени при этих чекистах-ленинцах не припомню.
Более сучье только теперь, когда отняли страну, Москву, Питер и все остальное, и паспорт на границе показывать стыдно.
Но и те не дали снять Шукшину про Разина. Морально выкручивали руки Тарковскому.
В ноябре 1974-го, когда Шпаликов развязал, чего бы Горину дать ему не просто на дешевое вино, но одолжить десятку-другую, чтобы водки выпил, покушал? И, может, не полез бы полупьяный вешаться на шарфе.
Могу оказаться не прав — а у Шпаликова не спросишь.
И у Горина не спросишь: давно нет гениального Горина.
Ну, а сейчас за середку XXI века зашло; вспоминают иногда лишь о том, кто повесился.
А этот застрелился.
Того вытолкали за границу, там и помер, не понимая даже, на каком языке говорят медсестры.
Не успев ни дом отчий вспомнить, ни креста поцеловать.
А в завещания их — кто делал прекрасное кино, и, вообще, искусство, в их предостережения — не вчитываются.
В завет не вчитываются, простой и сердечный: чтобы не жгли попусту время и берегли друг друга.
Анатолий Головков. ЕЩЕ НЕМНОГО О ШПАЛИКОВЕ
Надо договаривать некоторые вещи до конца, если ведешь речь о времени.
О шестидесятых, когда вдруг оказалось, что можно снимать почти что хочешь, только волчью роль руководящую большевиков не трогать.
Читать дальше в блоге.
Нет, не совсем так. Высоцкий любил работать ночью, и не он один.
Что же касается до » можно снимать почти что хочешь», то ‘Застава Ильича’, как
известно, была «прихлопнута заставой Ильичёва.»