Влад-Голь-де-Шмидт (Владимир Гольдшмидт)
В соответствии с ежегодным ритуалом, посмотрел в очередной раз (как выясняется в 45-ый, юбилейный) уже легендарную лирическую новогоднюю комедию Эльдара Рязанова (и Эмиля Брагинского) «С лёгким паром или Ирония судьбы». Успех этого фильма был (судя по одноимённой пьесе) предсказуем, несмотря на запрет его снимать со стороны руководства «Мосфильма» (сочли материал «легковесной комедией, пропагандирующей пьянство»). Немалую роль в успехе фильма сыграли включенные в него стихи — песни, которые подбирал Эльдар Рязанов, музыку к ним написал Микаэл Таривердиев. Наряду со стихами известных поэтов Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной , Бориса Пастернака, Марины Цветаевой были стихи и др. русских советских авторов. Среди других, было стихотворение малоизвестного поэта Владимира Киршона: «Я спросил у ясеня» (см. ниже).
Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?»–Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?» –Тополь забросал меня осеннею листвой.
Я спросил у осени: «Где моя любимая?» –Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивал: «Где моя любимая?» –Долго дождик слезы лил за моим окном.
Я спросил у месяца: «Где моя любимая?» –Месяц скрылся в облаке – не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?» –Облако растаяло в небесной синеве…
Друг ты мой единственный, где моя любимая? Ты скажи, где скрылась, знаешь, где она?
Друг ответил преданный, друг ответил искренний: «Была тебе любимая, была тебе любимая, Была тебе любимая, а стала мне жена!»
Я спросил у ясеня, Я спросил у тополя, Я спросил у осени…
Песня на эти стихи, которые еще в детстве запали в душу будущему режиссеру «Иронии судьбы…» (по его словам), видимо, так «зацепила» Рязанова, своей лиричностью, болью от потери и желанием разыскать свою любимую, что она в фильме, в отличие от остальных песен широко известных талантливых авторов, прозвучала дважды.
Действительно, как поэт Владимир Киршон был мало известен. Вместе с тем, имя советского писателя и драматурга Владимира Киршона, расстрелянного в 35-летнем возрасте в 1938 году, во времена сталинских репрессий 30-ых годов, сегодня практически забытого, тогда вообще гремело, и в среде театралов, и в среде литераторов. В апреле 1937 года, после объявления об аресте бывшего наркома внутренних дел СССР Г. Ягоды, в опалу попала группа приближённых к нему литературных функционеров в количестве более 100 человек. Имя В. Киршона было включено в расстрельный список, датированный 28 марта 1938 года (№ 63 в списке из 164 фамилий). В ноябре 1955 года он был реабилитирован посмертно и его пьесы вновь стали приниматься к постановке. Песню «Я спросил у ясеня», задуманную, как песню ироничную, Киршон написал к одной из своих пьес, которую в конце 20-х ставили на всех ведущих театральных сценах СССР. В отрыве от пьесы, эта песня-стихотворение воспринимается совсем не как ироничная. Любимчик самого всесильного Г. Ягоды, один из главных идеологов Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Киршон воспринимал свою оценку литературы как истину в последней инстанции, тем более, что обычно эта истина была согласована с самим Сталиным, письма-доносы к которому Киршон посылал неоднократно. Они нередко начинались словами: «Я считаю обязанным сообщить Вам…» Он открыто громил своих коллег на писательских собраниях, особенно М. Зощенко, А. Толстого, В. Каверина, М. Пришвина, М. Булгакова и др.
Нет никаких оснований не доверять такой негативной характеристике Киршона, явного доносчика, человека в те годы известного и успешного, хотя после него не сохранилось ни дневников, ни записных книжек.
Вместе с тем у успеха, как известно, всегда имеются завистники, так что не всё так однозначно. Ведь писали же по поводу его стихотворения: «Ты б ещё у тумбочки, идиот, спросил». Видимо, не мог поверить Рязанов, что такие проникновенные стихи, мог написать плохой человек. А разве «гений и злодейство несовместны?» Когда после РАППа был создан Союз советских писателей, на его первом съезде количество делегатов в возрасте до 40 лет составляло 71%. Советскую литературу создавали молодые люди, а молодости свойственны крайности и заблуждения, отмечал доктор филологических наук С. И. Шешуков.
Правда, были и те, кто говорил о Киршоне с теплотой. Вспоминали, что «он любил сделать человеку что-нибудь приятное», помогал товарищам материально и никому об этом не говорил. Многие обращались к нему с различными просьбами, и он не оставлял самую незначительную просьбу без внимания. Киршон был блестящим оратором, он хорошо говорил, но он же умел и выслушать человека, обладал способностью сразу правильно понять и помочь ему». Последние слова его стихотворения иносказательно показывают, что он понимал, что предательство, доносы на друзей — это плохо, это подлость, но время было ужасное, люди теряли разум от страха. К сожалению, тогда доносы писали многие. Сколько же невинных людей погибли тогда из-за этих доносов.
Ярчайшим примером губительности той и после-сталинской эпох, является судьба, казалось бы обласканного властями известного писателя Александра Фадеева, генерального секретаря и председателя правления Союза писателей СССР. В 1926-1932 годах он, как и Киршон, был одним из организаторов и идеологов РАПП. Фадеева называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей. В течение почти двух десятилетий он фактически руководил литературой в СССР. В 1949 году Фадеев стал одним из авторов редакционной статьи в газете «Правда» под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», которая послужила началом кампании, получившей известность как «борьба с космополитизмом». В последние годы Фадеев, понимая пагубность своих действий, пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои. После XX съезда КПСС внутренний конфликт Фадеева обострился до предела. Он признавался: «Совесть мучает. Трудно жить, с окровавленными руками». 13 мая 1956 года в 54-летнем возрасте Александр Фадеев застрелился. Предсмертное письмо Фадеева, адресованное ЦК КПСС, было изъято КГБ и опубликовано впервые только в 1990 году: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии… Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни….».
Каждая эпоха чревата своими неприятностями, подлостями и т. п. Как бы хотелось все это искоренить. «А иначе зачем на земле этой грешной живём?» (под Б. Окуджаву).
В заключение замечу, что ужасно надоели современные политика и политики с их фальшью, дрязгами, грязью. Становится всё тяжелее всё это переносить. Думал, окунусь в культуру, в кино, в лирические стихи, станет полегче. Окунулся, легче не стало. Понятно, каждая эпоха имеет свои «прелести».
Песню «Я спросил у ясеня» можно прослушать по этим ссылкам: