Олег Лекманов, Михаил Свердлов. «Другие слова» Ивана Бунина. Из книги «Секс в русской прозе ХХ века»

Об авторах | Олег Лекманов — доктор филологических наук, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, литературовед, историк литературы, автор более 700 опубликованных работ о русской литературе. Предыдущая публикация в «Знамени» — «Осип Мандельштам глазами современников: попытка обобщения» (2021, № 9)

Михаил Свердлов — кандидат филологических наук, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. В соавторстве с Олегом Лекмановым написал биографии Сергея Есенина, Николая Олейникова и Венедикта Ерофеева (последняя — также в соавторстве с Ильёй Симановским). Предыдущая публикация в «Знамени» — «Ни штанги, ни кошелька» (реплика в дискуссии «Филология: кризис идей?» (2005, № 1).

Отечественные прозаики первой половины ХХ столетия дважды всерьез брались за выработку языка, который позволил бы писать на тему секса, и оба эти начинания в итоге были насильственно свернуты по инициативе государства.

Осуществление первой попытки стало возможно после опубликования 17 октября 1905 года высочайшего манифеста, отменившего или ослабившего многие цензурные ограничения прежнего времени. Окрыленные свободой, прозаики самых разных направлений и убеждений пустились писать эротическую прозу или публиковать созданные ранее романы, повести и рассказы с элементами эротики. Среди изданных с 1905 по 1914 год произведений русских писателей, важных для нашей темы, были «Мелкий бес» Федора Сологуба (закончен в 1902 году, впервые опубликован в 1905 и 1907 годах), «Крылья» Михаила Кузмина (первая публикация в 1906 году), «Леда» Анатолия Каменского (первая публикация в 1906 году), «Санин» Михаила Арцыбашева (первая публикация в 1907 году), «Тридцать три урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал (первая публикация в 1907 году) и многие другие. Однако начало Первой мировой войны летом 1914 года ознаменовало собой возвращение жесткой цензуры, да и главный интерес писателей и читателей на несколько лет переключился на темы, весьма далекие от эротики.

Во второй раз отечественные прозаики попытались во весь голос заговорить на тему пола после Февраля — и особенно после Октября 1917 года, когда «в России кончилось православие как государственная религия, и одним из следствий стало стремительное освобождение телесного начала»1. В конце 1910-х — первой половине 1920-х годов в советской печати развернулись дискуссии о сексуальных потребностях нового человека в целом и представителей пролетариата в частности. Вышло в свет несколько романов, повестей и рассказов, в которых непривычно много места для русской традиции отводилось разговорам о сексе и эротическим сценам. Впрочем, общей особенностью едва ли не всех этих произведений стало прямо или косвенно выражавшееся в них опасение, что излишняя увлеченность советской молодежи физиологическими аспектами взаимоотношений между мужчиной и женщиной в итоге приведет к превращению секса в обезличенный и лишенный духовной составляющей процесс. Среди самых нашумевших в этом ряду произведений были рассказ Пантелеймона Романова «Без черемухи» (1926), повести Сергея Малашкина «Луна с правой стороны, или Необыкновенная любовь» (1926) и Льва Гумилевского «Собачий переулок» (1927), а также роман Николая Никандрова «Путь к женщине» (1927).

Увы, в 1927–1928 годах в прессе появилось сразу несколько критических статей, направленных против засилья «порнографии» в художественных произведениях советских авторов. Вскоре всем заинтересованным стало ясно, что каждый раз это была не частная инициатива того или иного критика-ханжи, а проявление общего курса советского руководства на ужесточение контроля над писателями2 . «Под давлением запретов, — отмечает М.О. Чудакова, — русская литература (и культура в целом — театр, живопись) к концу 1920-х годов покидает эту тему вообще. Исключения крайне редки»3 .

Читать дальше здесь:

https://znamlit.ru/publication.php?id=8154

Один комментарий к “Олег Лекманов, Михаил Свердлов. «Другие слова» Ивана Бунина. Из книги «Секс в русской прозе ХХ века»

  1. Олег Лекманов, Михаил Свердлов. «Другие слова» Ивана Бунина. Из книги «Секс в русской прозе ХХ века»

    Об авторах | Олег Лекманов — доктор филологических наук, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, литературовед, историк литературы, автор более 700 опубликованных работ о русской литературе. Предыдущая публикация в «Знамени» — «Осип Мандельштам глазами современников: попытка обобщения» (2021, № 9)

    Михаил Свердлов — кандидат филологических наук, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. В соавторстве с Олегом Лекмановым написал биографии Сергея Есенина, Николая Олейникова и Венедикта Ерофеева (последняя — также в соавторстве с Ильёй Симановским). Предыдущая публикация в «Знамени» — «Ни штанги, ни кошелька» (реплика в дискуссии «Филология: кризис идей?» (2005, № 1).

    Отечественные прозаики первой половины ХХ столетия дважды всерьез брались за выработку языка, который позволил бы писать на тему секса, и оба эти начинания в итоге были насильственно свернуты по инициативе государства.

    Осуществление первой попытки стало возможно после опубликования 17 октября 1905 года высочайшего манифеста, отменившего или ослабившего многие цензурные ограничения прежнего времени. Окрыленные свободой, прозаики самых разных направлений и убеждений пустились писать эротическую прозу или публиковать созданные ранее романы, повести и рассказы с элементами эротики. Среди изданных с 1905 по 1914 год произведений русских писателей, важных для нашей темы, были «Мелкий бес» Федора Сологуба (закончен в 1902 году, впервые опубликован в 1905 и 1907 годах), «Крылья» Михаила Кузмина (первая публикация в 1906 году), «Леда» Анатолия Каменского (первая публикация в 1906 году), «Санин» Михаила Арцыбашева (первая публикация в 1907 году), «Тридцать три урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал (первая публикация в 1907 году) и многие другие. Однако начало Первой мировой войны летом 1914 года ознаменовало собой возвращение жесткой цензуры, да и главный интерес писателей и читателей на несколько лет переключился на темы, весьма далекие от эротики.

    Во второй раз отечественные прозаики попытались во весь голос заговорить на тему пола после Февраля — и особенно после Октября 1917 года, когда «в России кончилось православие как государственная религия, и одним из следствий стало стремительное освобождение телесного начала»1. В конце 1910-х — первой половине 1920-х годов в советской печати развернулись дискуссии о сексуальных потребностях нового человека в целом и представителей пролетариата в частности. Вышло в свет несколько романов, повестей и рассказов, в которых непривычно много места для русской традиции отводилось разговорам о сексе и эротическим сценам. Впрочем, общей особенностью едва ли не всех этих произведений стало прямо или косвенно выражавшееся в них опасение, что излишняя увлеченность советской молодежи физиологическими аспектами взаимоотношений между мужчиной и женщиной в итоге приведет к превращению секса в обезличенный и лишенный духовной составляющей процесс. Среди самых нашумевших в этом ряду произведений были рассказ Пантелеймона Романова «Без черемухи» (1926), повести Сергея Малашкина «Луна с правой стороны, или Необыкновенная любовь» (1926) и Льва Гумилевского «Собачий переулок» (1927), а также роман Николая Никандрова «Путь к женщине» (1927).

    Увы, в 1927–1928 годах в прессе появилось сразу несколько критических статей, направленных против засилья «порнографии» в художественных произведениях советских авторов. Вскоре всем заинтересованным стало ясно, что каждый раз это была не частная инициатива того или иного критика-ханжи, а проявление общего курса советского руководства на ужесточение контроля над писателями2 . «Под давлением запретов, — отмечает М.О. Чудакова, — русская литература (и культура в целом — театр, живопись) к концу 1920-х годов покидает эту тему вообще. Исключения крайне редки»3 .

    Читать дальше по ссылке в блоге.

Добавить комментарий