Влад Голь-де-Шмидт(Владимир Гольдшмидт)
Прежде, чем перейдём к основному содержанию очерка, а именно к «битью», немного, для разгона, поговорим о первой части заголовка.
1. Полагаю, что имею некоторые основания пофилософствовать на указанную в заголовке тему (её первую часть) по двум причинам. Во-первых, потому, что я почти философ-профессионал, в свое время окончил философский факультет двухгодичного университета марксизма-ленинизма (как заметил И. Губерман: «кашу Марксом не испортишь») и сдал экзамен по философии на «отлично». Во-вторых, на основе своего солидного возраста и немалого жизненного опыта. В соответствии с известным философским законом диалектики о переходе количества в качество: «количество прожитых лет, всегда переходит в новое качество» (к сожалению, не всегда качественное, прошу прощения за невольный каламбур). Хотелось бы полагать, что новое качество, это мудрость, хотя, не всегда с годами приходит мудрость. Как часто, годы приходят одни. Будем надеяться, что в нашем случае, это не так.
И это отнюдь, извините за выражение, не артефакт (помню, что за употребление слова «отнюдь», Егора Гайдара не избрали премьер-министром России, а что бы с ним сделали за слово «артефакт»).
«Бытие определяет сознание» — эта чёткая законченная мысль следует из фразы «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Карл Маркс, предисловие к «К критике политической экономии», 1859 г.). У его учителя, философа Гегеля было прямо противоположное мнение: «бытие определяется сознанием».
Что же, всё-таки, верно? Существует мнение, что они оба были правы («царь Соломон: Вы оба правы, у каждого правда своя, если любим мы только себя»): «От состояния нашего ума, мышления, от представлений о реальности зависит качество нашей жизни, «бытие определяется сознанием». А от того, как мы живем, напрямую зависит наше умонастроение, фокус внимания: «бытие определяет сознание». А, вот слушатели, упомянутого выше философского факультета, в их числе и я, были втихую против этой «марксовой» максимы, полагая, что, если бы она была верна, мы, до сих пор жили бы в первобытном обществе.
Цивилизации, как определенные состояния человеческого общества, противопоставляемые варварству, античная и средневековая, индустриальная и постиндустриальная, информационная и пост…, сменялись и погибали, потому, что на фоне всяких научных и лженаучных теорий об изменяющихся производственных отношениях, о природных катаклизмах, типа мгновенной инверсии магнитных полюсов, и прочей ученой «чепухи», последующие поколения не понимали предыдущих. Вот и сейчас, информационная стадия достигает апогея, нынешнее и предыдущие, нынешнее и наступающее поколения во многом не понимают друг друга. А это значит, что существующая сегодня стадия отмирает, наступает новая фаза, пост-информационная, скорее всего, роботизированная. При ней все функции физического труда будут возложены на роботов (а затем они и сами возьмут их на себя), люди будут работать в основном, головой, думать, а значит, превратятся в головастиков, с большой головой, крошечными конечностями, об остальных органах и говорить нечего, моэли потеряют работу (не дай Б-г) или научатся откручивать и закручивать гайки (парафраз на основе одесской поговорки: «Купи себе петуха и крути ему …..».).
Каждый последующий общественный строй, после первобытного, рабовладельческий, феодализм, капитализм, социализм (до коммунизма, слава Б-гу, не дожили), и будущие социокультурные структуры приходили, и будут приходить на смену прежнему строю, примерно, по тем же алгоритмам, а не только из-за каких-то «изменений производственных отношений» (по К. Марксу). Демократия, скорее всего, останется, потому что придумать что-нибудь хуже нее, особенно в израильском еврейско-анархическом варианте, тем более, на фоне бушующей пандемии COVID-19, будет очень сложно
Впрочем, этот очерк задумывался не совсем о том, что написано выше, не столько о философии, сколько о битье, о насилии. В одном из многочисленных маловразумительных «конвейерных» российских сериалов был такой эпизод. В опер-машине по вызову на какой-то эпизод едут два сотрудника ФСБ. Старший из них, объясняет коллеге, что по мнению японских самураев, наилучший поединок – насилие, это поединок предотвращенный. В это время, их подсекает другая машина, заставляет остановиться, из нее выходят два «братка-битка» и начинают «задираться». Тренированный особист, не вступая с ними в словесную полемику, быстро несколькими болевыми приемами уложил обоих на землю, и их опер-машина поехала дальше. Младший коллега поинтересовался, ну, а как же японская мудрость о предотвращенном насилии, на что получил ответ: «то философия, а это жизнь».
2. То, что «битие (битьё), как жесточайший вид насилия, определяет признание, было классически доказано в СССР в застенках НКВД. Беспощадное, поставленное на поток битьё, вынуждало совершенно невинных людей, признавать самые нелепейшие обвинения. Не так уж важно, сказал или не сказал советский государственный деятель, прокурор СССР А. Я. Вышинский, или кто-то другой из сталинских палачей, включая наркомов внутренних дел той поры, что «Признание — царица доказательств». Если в застенках НКВД так били, чтобы признания получить, значит они были важны, именно, как «царица доказательств», для вынесения расстрельных приговоров.
3. Если (битьё) это несомненно вид насилия, используемый для достижения определенных целей, то оно может иметь другой от отмеченного выше оттенок (нюанс) и, вполне применимо для некоторого анализа отношений Израиля и террористической организаций из сектора Газа.
Упомянутый выше эпизод из сериала как нельзя лучше высвечивает ситуацию между Израилем и Сектором Газа. Бессилие и беспринципность, не имеющих никаких стратегических, да и тактических целей, топчущихся на одном месте израильских правительств, которые сколько уж раз решают «ни мира, ни войны», т. е, в который уж раз не могут разобраться, где «философия, а где реальная жизнь», где нужна политика, а где только сила, поскольку террористы понимают только этот аргумент.
В последние месяцы юг Израиля и уже не только юг, подвергался массированному ракетному обстрелу с территории сектора Газа, отданного террористам по прихоти ранее весьма уважаемого, а затем растерявшего это уважение своими малообъяснимыми, для нормального человека, вредоносными действиями, А. Шарона.
Этим позорным отступлением сторонники размежевания думали умиротворить палестинских арабов. Но сколько не отступай им все мало, «сколько волка ни корми, он в лес смотрит», «дашь палец — всю руку откусит». Зигзагообразную, далеко не всегда логичную динамику такого поведения, во многом вредную для страны систему соблюдения международных законов, пригодных где-то на Западе (где сплошная Швейцария), но только не в Израиле, окруженного врагами сплошным кольцом, фактически живущего по законам военного времени, которые и должны быть введены, для того чтобы можно было справиться хотя бы с внутренними врагами.
В эти дни в нескольких точках на границе сектора Газы и Израиля проходят «ночные беспорядки», организованные ХАМАСом и «Исламским джихадом». Жители израильских населенных пунктов, находящихся в приграничной зоне, слышат сильные взрывы на границе. Телеканал «Аль-Акса», вещающий из сектора, передает, что боевики «ночных подразделений бросают в израильских военнослужащих» свето-шумовые гранаты.
Демонстранты жгут покрышки и бросают в забор безопасности бутылки с зажигательной смесью, а также самодельные взрывные устройства. Бойцы ЦАХАЛа применяют средства для разгона толпы. В ходе беспорядков на границе с Газой пострадали несколько палестинцев, они получили легкие травмы. Информация о пострадавших среди израильских военных после гибели израильского сержанта Бареля Хадарии Шмуэли не поступала.
Но террористы Газы применением силы, насилием, добиваются для себя значительных преференций, в определённом смысле, признание Израилем их требований. Всего через два дня после смерти израильского солдата, Израиль ввёл новые поблажки для сектора Газы. По информации палестинских источников, впервые после начала операции «Страж стен», Израиль разрешил ввезти в сектор строительные материалы, предназначенные для частного пользования. Через КПП Керем -Шалом в Газу будут пропускать больше товаров. По решению правительства рыболовная зона Газы расширяется до 15 морских миль, поставки пресной воды увеличиваются на 5 миллионов кубометров. Несколько дней назад в сектор, также впервые после прошедшей в мае операции, была доставлена строительная арматура. Правительство Израиля заявило, что «гражданские меры обусловлены поддержанием спокойствия и могут быть изменены с изменением ситуации». Министр иностранных дел Израиля Я. Лапид изложил новую программу МИДа по «ненасильственому усмирению» ХАМАСа: экономика в обмен на безопасность, по его мнению, если соблазнить жителей Газы экономическим процветанием, ХАМАС утратит там авторитет и силу. Он уже предлагал подобный план в 2014 году, но тогда речь шла об экономической реабилитации Газы в обмен на разоружение ХАМАСа. Теперь Я. Лапид представил, по его словам, «более реалистичную» версию — разоружаться от ХАМАСа не потребуют, только обеспечить спокойствие жителям южных районов Израиля». Полный абсурд. ХАМАС уже отреагировал на этот план, объявив, что «сионистский режим «понимает только силу». А вот израильский министр, возможно будущий глава правительства, так до сих пор и не понял, что террористы понимают только силу.
Сейчас ситуация ещё более осложнилась в связи с побегом палестинских заключенных из тюрьмы «Гильбоа». ХАМАС заявил, что бегство и задержание заключенных это «очередной виток в конфронтации с Израилем», и предсказывает скорый взрыв на палестинских территориях в Иудее и Самарии. Ими был объявлен «День гнева».
Не проста ситуация и с Палестинской автономией. Не очень представляющий себе реальную ситуацию Президент США, настаивает на создании палестинского государства. А премьер-министр Израиля Нафтали Беннет выступает против принципа «Два государства для двух народов», он не согласен на создание палестинского государства и будет расширять поселения на Западном берегу. Концепция «два государства для двух народов» почти так же стара, как сам израильско-палестинский конфликт. В связи с его новой эскалацией, воплощение этой идеи выглядит все менее реалистичным.
В общем, «куда ни кинь, всюду клин». Тем не менее, будем оптимистами, будем надеяться на лучшее. Хотя, вспомним стихотворение Глеба Глинки (1903-1989) (некий ремейк оды М. Ломоносова, 1747 г.):
«Надежд сомнителен приют. «Надежды юношей питают,
Отраду старцам подают, Но все же постепенно тают».
В переводе на современный язык, смысл этих стихов примерно таков:
«Надежды всех людей питают, Как будто силы прибавляют, От пессимизма избавляют, Но чаще, всё усугубляют, Или, как было, оставляют».