«И выражалася с трудом
На языке своем родном»
(Пушкин)
В России нужно жить долго. Хотя бы для того, чтоб узнать свою собственную Историю. Но это удается немногим, в силу проблем экономики, здравоохранения и законов по защите исторического знания. Даже рождение ее (первой страны социализма) – все еще загадка. Не то из пены морской, не то из вулканической лавы?
Не белые и красные были, а много разных. Разнообразные обломки треснувшей империи. Плюс усталость от войны. И жадность. И месть. И жажда власти у бесправных и убогих, вырвавшихся из-под векового гнета. Плюс Катехизис – исповедание Веры! Автор – Нечаев, редактор Ульянов. Новой веры, по которой дозволено всё! Веры в чудо. И группа единоверцев, способная заразить миллионы.
Главный фактор – время! Обычно, катастрофы проходят по стандартному сценарию. Катастрофы Стандартного Вида – Эпидемии! Вооруженные крестьяне поняли, что в окопе страшнее, чем в городе. И появились агитаторы, которые пообещали мир. Любой ценой! И уже начинался очередной передел земли (раз в 12 лет — 1893, 1905, 1917, 1929). Ссоры, раздоры и право грабежа. Искры Крестьянской войны. Подстрекатели и чувство мести. Мести за многовековое унижение.
И страна распалась на два народа – на «бывших» и остальных. Началось с шелухи под ногами. Толпы дезертиров с семечками и шелуха, которую выплевывали на мостовую. И улица изменилась. Изменила свой вид, цвет и звук. Вначале никто не понял, что в город входят варвары! Свои варвары. Освободившиеся рабы.
Весной это еще был европейский город. Проспекты, аллеи, парки, музеи, театры. Оперы, балеты, художники, писатели, поэты, композиторы. Уже двести лет жили, как в Европе! Латынь, древнегреческий, французский. — И вдруг, вместо почтенного слова буржуа появился «буржуй»! Сквозь тонкую пленку европейской культуры прорвалась бурлящая лава – азиатская толпа времен Разина и Пугачева.
Явился другой народ! Народ, который несколько веков жил в нищете, копил обиды, и наконец, узнал, что и у него есть права! После буржуазно-демократической революции Февраля, началась Великая Мещанская революция. 70-80% — крестьяне, 2% — дворяне и священники, 11% — мещане и 7% — инородцы. А из крестьян-призывников уже две трети умели читать и писать! Покажите вы русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия (сказал Достоевский), и он завтра же возвратит вам эту карту исправленную.
Началось с солдатского бунта – не стрелять в своих. Потом — матросский бунт, убийство флотских офицеров. Через несколько дней родились солдатские советы – а офицеры превратились в бесправное меньшинство. И рухнула военная дисциплина. Демократия вооруженных толп, которая превратилась в вооружённый грабёж, погром и террор. Стаи дезертиров превратились в банды и стали наводить свой порядок. В городах они грабили дворцы. А на селе — «грабижка» помещиков, погром усадеб и передел земель.
Вооруженные толпы подавили городовых. Наступал хаос, и богатые побежали из дворцов и поместий. А революционная амнистия выпустила на арену профессионалов. Началась серьезная игра – на большие ставки. Не зря так торопились домой в Россию эмигранты.
Кто смел – тот съел! А опоздавшим – кости.