ВЕНСКИЕ ФИЗИКИ

Успехи немецких и британских физиков в начале ХХ века слегка заслонили интересную школу австрийской физики, главой которой был Людвиг Больцман. А ведь из нее вышли и Эрвин Шрёдингер, и Вольфганг Паули. Шрёдингер учился в Венском университете, занимаясь теоретической физикой под руководством профессора Фрица Хазенёрля (Fritz Hasenöhrl) и экспериментальной физикой под руководством профессора Франца Экснера (Franz Exner). В год поступления Шрёдингера в университет покончил с собой директор физического института и профессор кафедр теоретической физики и натурфилософии Людвиг Больцман (Ludwig Boltzmann). Тем не менее его влияние в Венском университете продолжало ощущаться. Во вступительной речи в Прусской академии наук Эрвин Шрёдингер вспоминал:

«Старый венский институт Людвига Больцмана, незадолго до моего появления так трагически ушедшего из жизни, где трудились Фриц Хазенёрль и Франц Экснер и через который прошли многие другие ученики Больцмана, дал мне возможность проникнуться идеями этого могучего ума. Круг этих идей стал для меня как бы первой любовью в науке, ничто другое меня так не захватывало и, пожалуй, некогда уже не захватит».

На изображении может находиться: 2 человека, в том числе Dmitri Kimelfeld, текст

На этой старой фотографии 1899 года изображены члены школы Больцмана. Снимок сделан на праздновании защиты второй докторской диссертации Фридриха (в просторечии Фрица) Хазенёрля (сидит слева). Франц Экснер стоит в центре. А крайний справа стоит Антон Лампа, которого я упоминал в книжке «Антиподы» про Эйнштейна. Антон Лампа (Anton Lampa, 1868-1938), австрийский физик, с 1909 г. директор физического института Немецкого университета в Праге, способствовал приглашению Альберта в 1911 г. в Прагу на первую в его жизни профессорскую должность.

Отметьте, что в то время мужчина без усов был такой же редкостью, как женщина с усами.

..GLORIA MUNDI

Кто сейчас знает физика Фрица Хазенёрля, кроме биографов Эрвина Шрёдингера, который у Хазенёрля учился. А ведь в свое время Фриц (или полностью Фридрих) считался выдающимся физиком-теоретиком своего времени. И лучший показатель этого — приглашение на Первый Сольвеевский конгресс 1911 года. Идея Сольвеевских конгрессов родилась благодаря счастливой встрече в 1910 году немецкого физика и химика Вальтера Нернста, профессора Берлинского университета и члена Прусской академии наук, с бельгийским промышленником и меценатом Эрнестом Сольве, разбогатевшим на разработанном им новом способе получения соды из поваренной соли. Свое состояние Сольве щедро тратил на благотворительность.

Вальтер Нернст поделился с Планком идеей международной конференции и встретил полное ее одобрение. Планк согласился участвовать в подготовке и проведении первого Сольвеевского конгресса по физике, как стали называть эту встречу. Нернст и Планк обсудили состав участников. По их общему мнению, в конференции должны участвовать ученые, не только имевшие большие заслуги в прошлом, но и способные сегодня предложить и оценить новые физические идеи.

После согласования всех деталей было решено провести первый Сольвеевский конгресс в Брюсселе с 30 октября по 3 ноября 1911 года. Президентом Конгресса был назначен Хендрик Лоренц (Голландия). От Германии в работе Конгресса участвовали Нернст, Планк, Рубенс, Зоммерфельд, Варбург, Вин.
От Англии пригласили двух участников: Джинса и Резерфорда. От Франции в работе конгресса участвовало пятеро ученых: Склодовская-Кюри, Бриллюэн, Перрен, Пуанкаре, Ланжевен. От Австро-Венгрии – Эйнштейн и Хазенёрль (Эйнштейн был в это время профессором в Праге, входившей в состав Австро-Венгрии). От Голландии и Дании по одному участнику, соответственно, Камерлинг-Оннес и Кнудсен. Кроме того, работу Конгресса поддерживали три секретаря: Гольдшмидт (Брюссель), Морис де Бройль (Париж) и Линдеманн (Берлин). Заседания проходили в роскошном отеле «Метрополь» в центре бельгийской столицы.

На изображении может находиться: 23 человека, люди сидят, стол и в помещении

Как видим, Хазенёрль вошел, наряду с Эйнштейном, в число 18 приглашенных участников конгресса. Это большая честь и высокое признание.

Кстати, Хазенёрль чуть было не открыл до Эйнштейна знаменитую формулу о связи энергии и массы. Только он ошибся: у него получилось m=4/3 {E/c^2}. Т.е. ошибочный коэффициент влез: 4/3. А то вошел бы в историю прочно!

На снимке участников Первого Сольвеевского конгресса Хазенёрль стоит восьмой (как слева направо, так и справа налево).

 

Добавить комментарий