Одной из величайших побед человеческого разума стало объединение стран Европы и мощная волна обмена культурными ценностями, товарами и микробными сообществами с более удаленными частями планеты. Видимо мы, как и 500 лет назад, переживаем эпоху Великих географических открытий. И закрытий. Закрытий границ, вследствие волны эпидемии (http://blogs.7iskusstv.com/?p=81228).
Огромная волна эпидемии дала массу интересных данных, и уже видны различия. Простейшего количественного индекса (смертность на млн. человек) достаточно, чтобы видеть несколько географических зон, сильно различающихся по этому показателю.
Как и прежде, поразительно сравнение Европы и Азии. Точнее, Западной Европы и стран, окружающих Китай (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Япония). Их уровни (0,3-4,0) намного ниже, чем в большинстве стран ЕС (20-50). «Материковый Китай» имеет примерно такой же уровень, как и окружающие его страны, но в качество его отчетности многие специалисты уже перестали верить. Еще разительнее сравнение «Китайской зоны» с наиболее Западной Европой (Испания, Франция, Италия, Бенилюкс) – 200-400.
Англия, пройдя через неудачный эксперимент, нашла свое место (215) между Францией (275) и Ирландией (98). Шведский эксперимент начинает походить на Английский – уже 132. Теперь она резко отличается от остальных Скандинавских стран (14-28), от Дании (55) и Германии (46), от Эстонии (27), Литвы (12) и Латвии (3). Латвия сейчас похожа на Великие просторы России (2) и Белоруссии (4). Но многие с удивлением смотрят на статистику этих двух стран, долго убеждавших всех победить коварного вируса своим примером.
Наиболее важно сейчас изучение США. За считаные дни волна накрыла огромную территорию, и Америка заняла первое место по числу больных. Однако, первое место США стало результатом «статистической игры» — огромной численности населения. А при нормировке (число умерших на млн. жителей) США похожи на Ирландию или Швецию. В среднем 105. И теперь, когда есть огромный массив данных США (около 50 стран, с разным климатом и национальным составом) можно видеть фантастические различия. Везде тот же язык, сходная культура, но индекс различается от 2 (Вайоминг) до 853 (Нью-Йорк)!
По-видимому, осреднение по большим регионам дает «среднюю температуру по больнице». Надо выделять отдельные очаги заражения, и их динамику. Огромный город (особенно, деловая столица с аэропортами и вокзалами) первым «встречает гостей». А огромная плотность населения резко затрудняет «соблюдение дистанции». Другое дело — Вайоминг (всего 600 тыс. человек на огромной территории). Похожее объяснение и для Юты (7), Небраски (13), или Аляски (12). А Индустриальный Мичиган (210) похож на Европу.
Главный вопрос — почему так отличаются страны Западной Европы от Китая и его соседей? Вероятно, важную роль сыграли различия культуры. Зная Китайский язык и особенности психологии своего «Большого Брата», его соседи вовремя оценили поступавшие обрывки информации и ввели карантин. Ввели на несколько недель раньше Европейцев! Да и историческая память у них есть. Много веков совместной жизни. Видимо, есть особенности поведения, выработанные веками. А остальным — полезно изучить.