Одинаково ли мы мыслим на родном и иностранном языках? Как формируются наши моральные ценности и какие факторы влияют на наши моральные суждения? Насколько они незыблемы и постоянны? Ученый-когнитивист, автор книги «Language in Mind: An Introduction to Psycholinguistics» Джулия Седиви рассказывает, как мысленные эксперименты помогают учёным анализировать прочность наших моральных взглядов, какие невероятные этические сдвиги происходят, когда мы думаем и общаемся на другом языке, и почему мы острее чувствуем эмоции, разговаривая на языке, усвоенном в детстве.
Читать дальше здесь:
Моральные ценности как иллюзия: как мы мыслим на иностранном языке
Очень интересно: я уже слышал объяснения этих-же примеров на семинаре от одного известного в США профессора-когнитивиста.
Эти примеры стандартны в этой области, но этот профессор был ортодоксальный еврей и его выводы были СОВСЕМ ДРУГИЕ:
1) У Джулии активное убийство невиновного ради спасения пяти других называется «…тщательное обдумывание наибольшего блага для наибольшего числа людей…» — а тот профессор доказал, что у думающих так просто нет понятия «святости человеческой жизни» и они очень-очень ошибаются в долгосрочной перспективе.
2) У Джулии «…исследования показали, что тщательное размышление заставляет людей думать не меньше, а больше о намерениях, лежащих в основе действий людей…» (в данном изолированном случае, за счёт придавания меньшего веса результатам, тоже в данном изолированном случае) — а тот профессор доказал, что у думающих так просто нет понятия «коллективная ответственность» и они очень-очень ошибаются в долгосрочной перспективе.
Вообще: похожие когнитивистские обсуждения нередко встречаются в Талмуде, притом на очень высоком уровне.
Моральные ценности как иллюзия: как мы мыслим на иностранном языке
Одинаково ли мы мыслим на родном и иностранном языках? Как формируются наши моральные ценности и какие факторы влияют на наши моральные суждения? Насколько они незыблемы и постоянны? Ученый-когнитивист, автор книги «Language in Mind: An Introduction to Psycholinguistics» Джулия Седиви рассказывает, как мысленные эксперименты помогают учёным анализировать прочность наших моральных взглядов, какие невероятные этические сдвиги происходят, когда мы думаем и общаемся на другом языке, и почему мы острее чувствуем эмоции, разговаривая на языке, усвоенном в детстве.
Читать дальше по ссылке в блоге.