Известный российский актер Константин Хабенский впервые выступил в качестве режиссера в фильме «Собибор» о восстании заключенных в немецком концентрационном лагере «Собибор» на территории Польши. Он же играет главного героя фильма Александра Печёрского. Фильм снят по материалам книги Ильи Васильева «Александр Печёрский: прорыв в бессмертие». Это не первый фильм о восстании в лагере «Собибор». В 1987 году режиссер Джек Голд снял телевизионный художественный фильм «Побег из Собибора» (по книге Ричарда Рашки), а в 2001 году французский кинодокументалист Клод Ланцман снял документально-исторический фильм «Собибор, 14 октября 1943».
В основу фильма Хабенского положена реальная история побега узников лагеря «Собибор» в октябре 1943 года. Александр Печёрский был перевезен в этот лагерь из Минска. К этому времени он, плененный лейтенант Советской Армии, уже имел опыт противостояния нацистам и побегов. В лагере уже действовала подпольная группа, готовившая побег. С прибытием Александра Печёрского эта группа приобрела человека, заслуженно ставшего во главе подпольщиков. Сам лагерь был местом уничтожения евреев «с колес». В живых оставляли лишь тех, кто был временно нужен для выполнения внутренних лагерных работ. В фильме художественно убедительно показана беспросветная жизнь заключенных, над которыми буквально издевалась противостоящая им группа «нелюдей», состоявшая из немногочисленного эсэсовского персонала лагеря и гораздо более многочисленных охранников. По настоянию Печёрского в побеге должны были принять участие все заключенные. Часть их, примерно 130 человек, отказалась принять участие в побеге. Восставшие частично перебили эсэсовцев и охранников. 300 человек преодолели лагерные заграждения и вырвались на свободу. Лишь меньшая часть их, около 50 человек, спаслись и дожили до победы. В их числе был и руководитель побега Александр Печёрский. Но фильм заканчивается раньше – сломом заграждений и безудержным счастьем людей, получивших свободу.
Не все, на мой взгляд, получилось в фильме. Часть из недостатков я отношу на счет сценарной группы. Так неподготовленному зрителю может быть не ясно, что Печёрский попал в лагерь, где к этому времени уже работала группа подпольщиков, готовившая побег. Мне также показалось, что излишне большое внимание уделено украшениям, снятых с заключенных. Такое впечатление, что заключенные приехали из мест отдыха, столько с них было снято украшений и так охочи до них были нацисты. А ведь шел уже третий год кровопролитной войны. Также хочу отметить слишком сниженный личностный облик эсэсовцев. Это заметил и Михаил Нешевец, корреспондент газеты «Метро», беседовавший с Константином Хабенским: «Мне показалось, что немцы в вашем фильме выглядят психически нездоровыми и это их упрощает. Ведь в лагерях смерти работали обычные люди, которые вечером шли домой к своим детям. Именно в этой обыденности и рутинности и был весь ужас системы». «Мне кажется, что любой человек в таком месте, если у него хоть какие-то чувства сохранились, будет психически нездоровым», — ответил Константин Хабенский. Он же сказал, что некоторые мотивы и сцены включены в фильм, чтобы возвести эти события в ранг мифа, придать им библейскую значимость. В целом фильм создан на хорошем художественном уровне, он держит зрителей в большом эмоциональном напряжении. Особо следует отметить высокое операторское мастерство оператора-постановщика Рамунаса Грейчуса. Критики отмечают умелую экспозицию кадра, использование характерных для военного кино приглушенных цветов и другие эффективные приемы оператора.
Фильм впервые был показан в России 29 января 2018 года на вечере, посвященном Международному дню памяти жертв Холокоста, в Московском еврейском музее и центре толерантности. На показе присутствовали Владимир Путин, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, ветераны Великой Отечественной войны и творческая группа фильма.