Об операции «Дюнкерк» и фильме «Темные времена»

В последние годы в кино возник определенный интерес к истории 1940 года о Дюнкерке. Начался этот интерес в 2007 году с фильма «Искупление», режиссер Джо Райт. « Отступление английского экспедиционного корпуса во Франции 1940 года показано в фильме с большой реалистичностью, граничащей с натурализмом» — писал я об этом фильме, см. http://blogs.7iskusstv.com/?p=60777.  Эстафету интереса к Дюнкерку продолжил Кристофер Нолан фильмом  «Дюнкерк», см. http://blogs.7iskusstv.com/?p=61204, в котором «эта военная операция показана с еще большим натурализмом, реалистичностью и гораздо подробней». И вот теперь Джо Райт, режиссер фильмов «Анны Карениной» и «Гордости и предубеждения», вернулся к теме 2007 года о Дюнкерке, но, так сказать, глядя уже с другой стороны пролива Ла-Манш.

История Дюнкерка до сих пор для меня большая загадка. В исследовании  «1940 г. Британия накануне катастрофы», см. http://putnikost.gorod.tomsk.ru/index-1297078341.php, приводятся числовые данные о соотношении сил Германии и союзников по состоянию на 10 мая 1940 года, времени, предшествующему началу операции «Динамо» — операции эвакуации английского экспедиционного корпуса.

Из данного исследования видно, что союзники имели к началу эвакуации Дюнкерка больше личного состава, дивизий, танков и артиллерии (в два раза). По боевым самолетам наблюдалось примерное равенство. Мне не вполне ясна драматическая ситуация в Дюнкерке, этих 300 тысяч солдат союзников, прижатых к побережью, но имевших в своем распоряжении много танков и артиллерии. Почему надо было бросать всю эту технику? «В общей сложности, было оставлено 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива и 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества, 8 тысяч пулемётов и около 90 тысяч винтовок, в том числе всё тяжёлое вооружение и транспорт девяти английских дивизий», — написано в статье «Дюнкеркская операция» в Википедии. «В ходе операции и при транспортировке в Англию погибло и пропало без вести около 2 тысяч солдат и моряков союзников» (там же).  С германской стороны «потери составили 8,2 тысячи человек» (там же).

Однако тема нашего сегодняшнего разговора не столько военная, сколько кинематографическая — об английском фильме «Темные времена» 2017 года режиссера Джо Райта. По жанру фильм – драматический байопик (biographical picture) — фильм-биография — «кинематографический жанр…, повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей жизни или в наиболее важные драматические её моменты. В отличие от картин, основанных на подлинных событиях, или исторических фильмов, целью фильма-биографии является не хроникальное освещение случившихся фактов и событий, а влияние конкретной персоны на их исход» (Википедия).  Фильм, действительно, рассказывает нам о драматических событиях мая 1940 года, когда на пост премьер-министра Англии был приглашен Черчилль, настаивавший на решительном противодействии Гитлеру, в противовес предшественникам, склонявшимся к политике умиротворения. Черчилль в фильме (арт. Гэри Олдмен) показан немного смешным, но много пьющим старичком (в 1940 году ему было 66 лет), однако его убежденность в правоте своего правого дела, как правило, находит отклик в сердцах зрителей, в том числе зрителей России. Черчилль показан как в семейной обстановке, с женой Клементиной (Кристин Скотт Томас), так и во многих общественных местах: у короля Георга VI (Бен Мендельсон), на собрании так называемой «группы Черчилля» — небольшой фракции в составе консервативной партии, в парламенте и даже в лондонском метро. К этой сцене в метро, когда Черчилль, в худших традициях советского кинематографа, идет в народ, чтобы подкрепить свою непримиримую позицию в парламенте, у меня наибольшие претензии. Не мог Черчилль так поступать, потому что он и без совета с народом знал, что злодею Гитлеру следует противостоять всеми силами. Вызывает сомнение у меня и его звонок Рузвельту. Не сам звонок, конечно, а характер разговора. Черчилль просит Рузвельта дать ему для проведения Дюнкеркской операции самолеты.  Бомбардировщиков, см. исследование указанное выше, действительно не хватало. Но Рузвельт, хитрая лиса, хочет пока сохранить нейтралитет в войне, предлагает поставить самолеты на территории США в 100 метрах от канадской границы, с тем, чтобы англичане ночью перешли границу и сами перекатили эти самолеты в Канаду «конной тягой». Можно в это поверить? Сомневаюсь. Образ, созданный Гэри Олдменом, для нас, россиян, немного похож на тиражировавшийся в советской литературе образ доброго дедушки Ленина, с его вниманием к детям и простым людям, квинтэссенцией которых в фильме выступает его секретарша Лили Джеймс (Элизабет Лейтон). Я пришел к выводу, что у режиссера Джо Райта, в полном соответствии с заявленным жанром байопика, не было цели показа истории, такой как она была или как она известна. Его целью был показ характера Черчилля, чудаковатого и много выпивающего пожилого человека, с твердыми консервативными убеждениями о том, что тому глобальному злу, которое представлял собой Гитлер ни в коей мере нельзя потворствовать и уступать. В этом и режиссер Джо Райт, и актер Гэри Олдмен действительно преуспели. Худощавый, 59-летний Гэри Олдмен был вынужден наложить на себя очень много грима, но играет он замечательно и очень убедительно.

Фильм имеет в целом положительные отклики кинокритиков со средней оценкой 7,4 — 7,5 из 10. Фильм стоит в шот-листе на премию Оскар – 2018 в категории «Лучший фильм», а исполнитель роли Черчилля  Гэри Олдмен – в категории «Лучшая мужская роль».  Но я очень сомневаюсь в реальной возможности получения этих премий из-за вышеуказанных недостатков в сценарии фильма.

Добавить комментарий