«Дюнкерк»

Loading

«Дюнкерк»

             Когда я писал о фильме «Искупление»      (http://blogs.7iskusstv.com/?p=60777), я краем уже затрагивал Дюнкеркскую операцию 1940 года на северо-востоке Франции. Я писал тогда: «В Европе, между тем, идут серьезные бои, в которых немецкие войска одерживают временные победы. Отступление английского экспедиционного корпуса во Франции 1940 года показано в фильме с большой реалистичностью, граничащей с натурализмом». Я не предполагал, что уже через месяц буду смотреть фильм «Дюнкерк» (2017, режиссер Кристофер Нолан), где эта военная операция будет показана с еще большим натурализмом, реалистичностью и гораздо подробней.

Фильм «Дюнкерк» показывает три параллельные истории начала лета 1940 года: английский солдат-пехотинец Томми (арт. Фионн Уайтхейт) отступает вместе со своим экспедиционным корпусом, который оказывается прижатым к морю, летчик-истребитель Фэрриер (Том Харди) оказывает отступающим английским и французским войскам поддержку с воздуха, бьется с немецкими бомбардировщиками, стремящимся не допустить эвакуации англичан и французов, наконец, гражданский владелец небольшого прогулочного катера Доусон (Марк Райлэнс) вместе с сыновьями Питером (Том Глинн-Карни) и Джорджем (Барри Кеоган), откликнувшиеся на призыв премьер-министра Черчилля помочь организации эвакуации с целью сохранения больших военных судов и их команд. Соответственно, фильм складывается из трех сюжетов: «Мол», «Воздух» и «Море». Имена главных героев в фильме почти не озвучиваются, поэтому они плохо запоминаются. Главные герои играют предназначенные им функции: Томми – страх и желание спастись, Фэрриер – мужество и профессиональное мастерство, а Доусон – непререкаемую верность взятым на себя обязательствам.

Если бы дело ограничилось этими функциями, то фильм бы легко провалился. Ситуацию спасают оператор Хойте ван Хойтема  и композитор Ханс Циммер, которые, под руководством Кристофера Нолана и по его замыслу создали убедительные видеоряд и саундтрек, что ставит фильм «Дюнкерк» в ряд лучших военных фильмов. Сначала расскажем о звуковом ряде. Он очень громкий и неотвратимо завлекающий, а отсчет времени секундомером оказался отличной находкой композитора, и таких находок в фильме несколько.  Теперь о работе оператора, убедительно показавшей, как все три возможные божественные стихии противостоят эвакуируемой группировке союзников: земля, ставшая для них сущим адом, вода как дорога домой и, одновременно, могущая погубить их, наконец, воздух, смертельный огонь в нем и бомбардировки противника, безжалостно уничтожаюшие эвакуируемых людей и их технику.

Мы не можем здесь обсуждать действительную историю Дюнкеркской операции. В нашем представлении это может быть историей отступления. Советская историческая фильмотека обычно представляет военные операции или как определенную цепь побед, или как героическое сопротивление немецким захватчикам. Опыта показа военных операций как имеющих цель спасение своих воинов у нас, увы, нет. Нет потому, что не было у нас таких операций. Мы всегда или почти всегда не стояли за ценой.

Фильм «Дюнкерк» заканчивается немного странно: английский адмирал неожиданно объявляет, что он остается на Дюнкеркском побережье с целью помогать французам. По смыслу сказанной фразы, такое решение принял он сам.

В самом конце фильма актером Майклом Кейном зачитывается, очевидно, текст выступления Черчилля, говорящем о том, что англичане еще вернутся сюда, на французский берег, но уже вместе с воинами из Нового Света, что и было сделано летом 1944 года в Нормандии, на северо-западе Франции.

2 комментария для “«Дюнкерк»

Добавить комментарий